Cоветский малый плавающий танк Т-37А. Боевая масса - 3,2 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони- 9 мм лоб и борт корпуса. Двигатель - ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе - 36, на плаву 6 км/ч.
Итак, у танкетки обнаружился большой недостаток: слабость вооружения. И дело заключалось не только в отсутствии пушки: в определенных ситуациях для действий против живой силы противника оказывался достаточным и пулеметный огонь. Но и пулемет в танкетке был размещен не лучшим образом - в лобовом листе корпуса, и имел весьма ограниченный угол обстрела. Если же цель появлялась сбоку, машину приходилось поворачивать. И все же говорить о закате танкетки было бы преждевременным. Военным конструкторам хотелось сохранить ее привлекательные стороны: простоту конструкции и малые размеры. Это, кстати, облегчало и удешевляло производство и упрощало подготовку экипажей. У танкетки выявились и другие положительные качества - хорошая маневренность, способность действовать в стесненных условиях (в лесу и в горах) и довольно высокая скорость.
Однако она (ввиду малых размеров) не могла преодолевать воронки и окопы, а тонкая броня не позволяла применять ее на поле боя для поддержки атакующей пехоты. Такие попытки дорого обошлись итальянцам в ходе гражданской войны в Испании. Усиление броневой защиты неизбежно влечет за собой и увеличение массы. И как следствие - к утере вышеназванных достоинств танкетки (прежде всего возможности использования маломощных автомобильных агрегатов).
Вывод напрашивался сам собой: машину можно с успехом применять только в целях разведки и охранения. Надо лишь более эффективно использовать ее вооружение и улучшить маневренность (в частности, "научить" плавать).
Чтобы усилить действенность вооружения, конструкторы решили во вращающейся башне установить пулеметы.
По этому пути и пошли англичане и японцы в начале 30-х годов. В 1932 году инженеры фирмы "Виккерс - Армстронг", не мудрствуя лукаво, установили пулеметную башню на корпусе танкетки "Карден-Лойд Мк-VIв". Но машина эта выглядела уродливой: относительно большая башня на довольно легком шасси. Гибрида назвали разведывательным танком "Карден-Лойд" образца 1932 года. Масса новой машины (по сравнению с исходной) выросла всего лишь на 600 кг. К тому же на ней поставили новый двигатель, что позволило увеличить скорость движения.
Примерно в те же годы на основе все той же танкетки "Карден-Лойд" был создан тягач с радикально измененной ходовой частью. В то время среди инженеров фирмы "Виккерс - Армстронг" шел спор: какими должны быть опорные катки легких машин - большого или малого диаметра? Первые уменьшают сопротивление движению и создают меньше шума, вторые обеспечивают большую гибкость подвески и менее уязвимы от огня противника. Для проверки обеих концепций упомянутый тягач оснащался катками большого диаметра, сблокированными попарно, с листовыми рессорами в качестве упругого элемента. На базе этой автомашины и был создан легкий разведывательный танк "Виккерс-Карден-Лойд" образца 1933 года. Масса его заметно увеличилась и достигла 3,8 т. Мощный сильный двигатель обеспечивал скорость 48 км/ч. Экипаж же оставался прежним - два человека. Вооружение составлял пулемет калибра 7,71 мм или 12,7 мм. Броня - 7-9 мм. В английской армии танк не использовался, а производился для экспорта - в Бельгию, Литву, Швецию. Эти машины дали начало целой серии легких разведывательных танков, состоявших в производстве до 1940 года. Так возникла первая линия развития танкетки - легкие разведывательные танки.
Вторая линия (или, лучше сказать, вариант ее) воплотилась в малые плавающие разведывательные танки. Первый вариант такой машины был создан на базе упомянутого выше тягача в 1930 году. Он получил широкую известность во всем мире, хотя в английской армии имел ограниченное применение. Назывался он танк-амфибия "Карден-Лойд" 1931 года и был закуплен Китаем, Таиландом, Японией.
У нас на смену танкетке Т-27 в 1932 году пришел малый плавающий танк Т-37 массой 2,9 т. Однако в производство и на вооружение поступил уже его улучшенный вариант Т-37А, отличавшийся от своего предшественника большей массой, несколько увеличенной длиной и наличием поплавков вдоль корпуса машины. Он обладал существенным новшеством - винтом с поворачивающимися лопастями для обеспечения заднего хода. Это снимало необходимость в механизме реверса вращения вала винта. Т-37 был создан конструкторским коллективом во главе с Н. Н. Козыревым и состоял в производстве с 1933 по 1936 годы, пока его не сменил более совершенный Т-38.
Японцы, закупив лицензию на английскую танкетку "Карден-Лойд", сразу же отказались от развития ее безбашенного варианта. После двух лет работы они создали внешне совсем непохожую на свою прародительницу машину. Это была танкетка, или малый танк, образца 2592 года - так обозначался наш 1932 год по традиционному японскому летосчислению. Ходовую часть японцы разработали заново, она послужила образцом для почти всех последующих танков. Машина получилась простой и надежной и прослужила более десяти лет.
Наш рассказ мы закончим историей о третьей линии танкеток - разведывательных бронетранспортерах. Идея Этьенна о "бронированных застрельщиках" нашла свое воплощение в серии машин, созданных для английской армии и широко применявшихся во второй мировой войне.
В 1935 году английское военное министерство решило купить у фирмы "Виккерс - Армстронг" созданные ею в 1934 году в порядке частной инициативы два варианта машины; пулеметовоз и артиллерийский тягач. В 1937-1938 годах они были модернизированы и получили название от марки установленных на них пулеметов. Это были "Брен-Керриер", "Виккерс-Керриер", а в 1940 году появился "Юниверсал-Керриер" ("Керриер" - значит носитель). Легкие, слабо бронированные, эти машины обслуживались экипажем из 2-3 человек. Часть машин марки "Брен" для борьбы с другими, столь же легко бронированными машинами противника вооружалась противотанковым ружьем системы "Бойс". Их было построено более 40 тыс. штук - цифра говорит сама за себя. Наибольшее применение они нашли в кампаниях в Северной Африке, Индии, Малайе, где неплохо себя зарекомендовали.
После войны англичане продолжали развитие этого типа бронетанковой техники (например, бронетранспортер "Оксфорд" 1947 года). История развития этой линии танкетки протянулась на полстолетие.
Рис. 21. Английский разведывательный танк "Карден-Лойд" об. 1932 г. Боевая масса - 2,0 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 11 мм лоб и 9 мм борт корпуса. Двигатель - "Медоус", 40 л. с. Скорость по шоссе - 48 км/ч.
Рис. 22. Японская танкетка "2592". Боевая масса - 3 т. Экипаж -2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 8-14 мм. Двигатель - карбюраторный, 45 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч.
Рис. 23. Английский бронетранспортер "Юниверсал". Боевая масса - 3,8 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 1 противотанковое ружье "Бойс" калибра 14 мм, 1 пулемет. Толщина брони - 10 мм лоб, 7 мм борт корпуса. Двигатель - "Форд", 73 л. с. Скорость по шоссе - 48 км/ч.