Russian Meat Legion [RML]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russian Meat Legion [RML] » Исторический раздел » Компоновка


Компоновка

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Борец за свободу... Первый танк советской постройки

http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/b5d/t1_pre.jpg

"СЕКРЕТНО

МОСКВА, 1 ДЕКАБРЯ 1920 г.

Председателю Совета Народных Комиссаров товарищу Ленину.

Совет Военной промышленности направляет Вам к сведению краткую справку о постройке первого танка русского производства. Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка (2 с пулеметами, 1 с пушкой) составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или 15 танков)".

Лишь два года назад кончилась опустошительная мировая война, лишь несколько недель прошло после боев с Врангелем. Красная Армия добыла мир обескровленной Советской России. Нелегко далась победа. Разруха, жесточайшая нехватка даже обычного для тех времен оружия - винтовок, пулеметов, пушек. Простая пулеметная тачанка была важнейшим боевым "техническим" средством. Но и тогда молодая республика стала создавать собственные броневые силы.

Сейчас трудно себе представить серьезную военную операцию без участия в ней танков. А пятьдесят лет назад "бронированные экипажи" были в диковинку. О них ходили страшные, подогретые воображением рассказы, - мол, сухопутные, громадные, всесокрушающие дредноуты неуязвимы.

Год рождения танка - 1916-й. Ранним утром 15 сентября английские машины атаковали позиции немцев близ реки Сомма. "Огромные чудовища приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь. Кто-то крикнул, что явился дьявол, и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой", - вспоминает участник сражения. Да, это было пострашней, чем пехота и конница, уступившие в те годы господство на поле боя пулемету. Почти одновременно в Англии, Франции и России пришли к мнению: "царица полей" нуждается в прикрытии броней и непосредственной поддержке огнем. Так родилась идея танка - пока лишь вспомогательной боевой единицы.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/t1_1.jpg

Ценою незначительных потерь англичане добились небывалых успехов, каких не знали прежде, Восемнадцать танков сделали то, чего не удавалось достичь многодневным артиллерийским обстрелом и атаками пехоты.

Вслед за британцами, но независимо от них новые машины стали строить французы. А немцы, которые первыми испытали на себе силу нового оружия, не сразу оценили его И отстали в танкостроении.

Русские инженеры занимались танками еще до войны. В августе 1914 года мастер Рижского машиностроительного завода А. Пороховщиков обратился к главнокомандующему русской армией с проектом "вездехода". В отличие от западных конструкторов Пороховщиков настаивал на концепции танка, способного не только прикрывать пехоту, но и преследовать врага и быть разведчиком. Особое значение придавалось быстроходности. Идею одобрили, и 18 мая следующего года бронированная гусеничная машина сдавала экзамен на боеспособность. Тогда же по проекту Н. Лебеденко началось строительство колесного танка. "Мастодонт" передвигался на девятиметровых колесах. Но "вездеходы" не пошли дальше опытных экземпляров. Царская армия так и не получила нового оружия. Впервые на русской земле танки появились во время гражданской войны. Сначала они принадлежали врагу - англичанам, французам, белогвардейцам. Но в январе 1920 года в Красной Армии сложились автотанковые отряды, составленные из нескольких десятков трофейных машин, вскоре Совет военной промышленности принял решение начать строительство отечественных танков по образцу французского "Рено". О выпуске первого, названного "борец за свободу тов. Ленин", и сообщала Владимиру Ильичу докладная записка от 1 декабря 1920 года.

Выбор военных не случайно пал на "Рено". Тогдашние танки представляли собой неповоротливые махины высотой более 3 м и весом 30-35 т. Они отставали от пехоты, развивая на пересеченной местности скорость 3-4 км/час. Гусеницы английских машин охватывали корпус по периметру, если смотреть сбоку, и придавая танку характерную ромбическую форму. Пулеметы и пушки размещались по бортам и выступали за габариты машины. Угол обстрела был, конечно, небольшим. Совсем иначе выглядел первый французский танк. Своим появлением он обязан генералу Этьенну, инициатору бронемеханизации во Франции и владельцу фирмы, талантливому конструктору Луи Рено. В июле 1916 года генерал уговорил предпринимателя заняться танками и через некоторое время получил проект Т-17 - легковой быстроходной машины. Она была, пожалуй, первой, похожей на современные своими очертаниями, компоновкой и важнейшими устройствами.

Пушка или пулемет располагались во вращающейся башне, венчавшей все сооружение. Мотор занял кормовую часть корпуса (такое расположение сохранилось и по сей день). Классическими стали балансирная подвеска катков и конструкция гусениц. Конструктор применил бортовые фрикционы для поворота танка. Впервые броневые плиты становили наклонно. С легкой руки Рено башни стали делать литыми. Машина получилась дешевой, простой в производстве и быстро завоевала всеобщее признание. Пятнадцать лет она состояла на вооружении СССР, США, Бельгии, Польши, Японии, Италии, Румынии, Чехословакии, Бразилии и других стран. Т-17 участвовал и во второй мировой войне.

"Русский Рено", как его тогда называли, отличался от прототипа восьмиугольной клепаной башней и вооружением - на машинах последних выпусков оно было смешанным, пушечно-пулеметным.

Строили пятнадцать "Русских Рено" три завода: Ижорский (броневые детали), АМО (двигатель и трансмиссия), Сормовский (на нем изготавливалось шасси и собирались машины). Работы начались в феврале 1920 года, в июне в Сормово доставили броню, а в июле - двигатели. Еще через месяц первый советский танк вышел из заводских ворот. 15 декабря после полевых испытаний машину приняли военные. Последний из пятнадцати танков поступил на армейскую службу в марте 1921 года.

Пятнадцать машин... Так мало по современным меркам и так много в эпоху кавалерийских рейдов и трехлинейной винтовки. Именно с этих танков, каждый из которых носил собственное имя и отличался свойственными только ему, неповторимыми особенностями, и началась техническая реконструкция Советской Армии.

Экипаж - 2 чел.

Боевой вес -
7 т
Длина - 4 м + 1 м хвост, всего 5 м
Ширина - 1,75 м
Высота - 2,25 м
Двигатель - четырехцилиндровый автомобильный, 34 л. с.
Вооружение - 37-мм пушка системы Гочкиса или 1 пулемет
Боекомплект - 250 снарядов
Броня - 8-16 мм
Скорость - 8,5 км/час

Запас хода -
60 км

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/t1_.jpg

0

2

Эволюция оружия: MC-1

Отечественные танки до 1945 года

20 ноября 1929 года части Особой Краснознаменной Дальневосточной армии окружили близ станции Маньчжурия крупные силы белокитайцев. Враг, спровоцировавший конфликт на КВЖД, не пожелал сдаться. Как выяснилось позже, офицеры убедили солдат: красные зверски убивают пленных. Оставалось одно - атака пехоты и тотальный артиллерийский обстрел позиций противника. Более трех часов шел бой только за первые укрепления. За ними - еще несколько линий, а как сильно поредели ряды штурмующих! Поначалу подмога дала знать о себе стальным лязгом и ревом моторов. Из снежной мглы показались массивные корпуса танков. Прикрыв красноармейцев от обстрела, они увлекли их в глубь обороны. Вскоре все было кончено. Девять танков МС-1 способствовали советским войскам разбить вдвое более многочисленную группировку противника.

Армейская служба МС-1 началась с ноября 1927 года. Машину спроектировали на советских заводах, и лишь очертания корпуса, башни, гусениц напоминали о "рено", с копирования которого в 1920 году началось отечественное танкостроение.

МС-1 был оснащен двигателем воздушного охлаждения. Это дало выигрыш в весе, а удачная компоновка агрегатов позволила еще больше облегчить машину по сравнению с "рено" (5,5 т вместо 7). Конструкторы объединили двигатель и агрегаты силовой передачи в один блок. В 1930 году танк модернизировали, улучшили ходовую часть, изменили форму башни. Повысилась мощность силовой установки - теперь она составляла 40 л. с. Всего построили 300 машин и в конце 1931 года МС-1 сняли с производства. Дальнейшего развития "генеалогическая" ветвь танков, происходящих от "рено", в нашей стране не получила. Появились лишь две опытные модификации "малого сопровождения" - Т-19 с несколько измененной ходовой частью и Т-20 с двигателем в 60 л. с.

В те годы советские танкостроители только накапливали опыт конструирования боевых машин. Среди прочих проблем нужно было решить одну, быть может самую важную, - в каком соотношении должны находиться такие характеристики танка, как мощность оружия, скорость и толщина брони? Танки несли на себе печать поисков. В 1930 году небольшой серией выпустили Т-24 с многоярусным расположением вооружения (пулемет в корпусе, 45-мм пушка и два пулемета в башне и еще один пулемет в выступе на основной башне). Из заводских ворот вышли средний танк ТГ, танкетки Т-17 и Т-23.

http://www.popmech.ru/images/upload/t2_2_1261490131.jpg

-

Прощаясь с "патриархами" многочисленного семейства броневых машин, стоит сказать несколько слов о средствах повышения проходимости, характерных лишь для той далекой эпохи. На поле боя всегда достаточно препятствий - естественных и искусственных. Предвидя это, Луи Рено оснастил свои машины "хвостом". Увеличилась длина танка, но зато видоизмененный "рено" переползал через рвы, ширина которых на метр превышала длину бесхвостых танков.

"Хвост" был или съемным (крепился болтами к кормовому броневому листу), или "задирался" на крышу танка. "Хвостатыми" были американские "форды М. 1918", итальянские "фиаты 3000", японские 89Б. Последний представитель этого клана - французский танк выпуска 1935 года участвовал во второй мировой войне.

Одновременно с "хвостами" появились и "паучьи ноги" - изобретение английского инженера Штрауслера. С их помощью небольшой танк "виккерс-армстронг" преодолевал ров шириной в 3,2 м.

http://www.popmech.ru/images/upload/t2_3_1261490161.jpg

Предлагались и другие вспомогательные приспособления для поединка с рвами и эскарпами, например вращающиеся барабаны спереди и сзади танка.

Подобная оснастка постепенно изжила себя, но породила новые навесные устройства - противоминные тралы, бульдозерные отвалы и т. п. Ведь именно в конце двадцатых годов танк становился грозным оружием, и именно тогда появился МС-1 - первенец молодого отечественного танкостроения.

Создавая эту машину, оттачивали свой талант конструкторы знаменитых танков Великой Отечественной войны.

http://www.popmech.ru/images/upload/t2_1261490177.jpg

P.S.

Экипаж - 2 чел.
Боевой вес - 5,9 т
Длина - 3,50 м ( с хвостом, 4,38 м )
Ширина - 1,8 м
Высота - 2,12 м
Двигатель - четырехцилиндровый воздушного охлаждения, 35 л. с.
Вооружение - 37-мм пушка системы Гочкиса, 1 пулемет (1 запасной пулемет )
Боекомплект - 104 снаряда, 2016 патронов
Броня - лобовая, бортовая, кормовая - 16 мм дно, крыша – 8 мм
Скорость - 16,4 км/час
Запас хода - 100 - 120 км

0

3

Компоновка

http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/dca/04-pre.jpg

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/04-0.jpg

Советский легкий танк М. Боевая масса - 7 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, 1 пулемет. Толщина брони - 16 мм лоб и борт корпуса. Двигатель АМО - 34 л. с. Скорость по шоссе - 8,5 км/ч. Запас хода по шоссе - 60 км.

Неудачная конструкция танков "шнейдер" и "сен-шамон" заставила французов искать новое решение задачи. Полковник Этьенн настаивал на создании легких и дешевых образцов, которые он считал необходимым дополнением к средним и тяжелым. В своем воображении он уже видел тысячи таких машин, атакующих в боевых порядках пехоты. В конце концов благодаря его энтузиазму в 1917 году был построен самый удачный танк первой мировой войны.

Еще в декабре 1915 года Этьенн обратился к Луи Рено, известному конструктору и владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы, предложив ему взяться за создание легкого танка. Рено сначала было отказался, ссылаясь на отсутствие опыта в производстве бронированных гусеничных машин. Но Этьенну все же удалось его уговорить, и в декабре 1916 года конструктор представил консультативному комитету по артиллерии специального назначения свою модель. Официальные испытания начались 9 апреля 1917 года и завершились полным успехом. Однако время не ждало. Фронт требовал как можно больше легких и дешевых танков.

Этьенн увеличил заказ до 2500 машин, включив в него и третий вариант "броненосца" - так называемый радиотанк в качестве командирского для связи между танковыми частями, пехотой и артиллерией. Главком поддержал это предложение и, в свою очередь, увеличил заказ до 3,5 тыс. Построить столько машин в срок фирма "Рено" в одиночку уже не могла. К производству танков подключили еще несколько фирм: "Берлье", "Шнейдер", "Делонэ Бельвиль". Конструкторы встретили поначалу немало трудностей. Не сразу удалось наладить производство конической башни. Поэтому первые машины выпускались с восьмигранной, клепаной. Много времени ушло и на разработку системы установки пушки.

Новые гусеничные машины (под маркой "Рено FТ" или "Рено М17" и "Рено М18") стали поступать во французскую армию в марте 1918 года. До конца войны было выпущено 3177 штук. Компоновка их (мотор, трансмиссия, ведущее колесо сзади, отделение управления спереди, а между ними боевое отделение с вращающейся башней) стала классической.

Корпус их в отличие от машин "сен-шамон" и "шнейдер" был конструктивным элементом (шасси) и представлял собой каркас из уголков и фасонных деталей, к которым крепились броневые листы на заклепках и детали ходовой части.

Направляющее колесо большого диаметра помогало преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из воронок. На многих машинах (для уменьшения шума и веса) оно было выполнено из дерева. Это единственный случай применения подобного материала в танкостроении. Для повышения проходимости "броненосцев" через рвы служил крепившийся к корме хвост, установленный на оси. Поворачиваясь вокруг нее, он на походе закидывался на крышу моторного отделения.

Танк оказался простой, надежной и дешевой машиной. Низкое удельное давление на грунт - 0,6 кг/см2 - обеспечивало хорошую проходимость, он мог преодолевать подъемы до 45° и рвы шириной до 1,8 м. Однако скорость и запас хода были малы. В течение более 10 лет "Рено FТ" служил образцом при конструировании легких танков.

"Рено" выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, сигнальном или командирском ("Рено ТSF") с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа, и наконец с 75-мм орудием ("Рено BS"), установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад.

Боевая служба танков "Рено" была длительной. Первый бой они приняли 31 мая 1918 года у леса Ретц, вблизи города Суассона. В годы гражданской войны в России они использовались в войсках белых и интервентов, а затем (как трофеи) в Красной Армии. В 1925- 1926 годах они воевали в Марокко против восставших риффов, а в 1936-1939 годах - в Испании, в армии республиканцев. Более того, эти гусеничные машины участвовали даже во второй мировой войне. В 20-х годах в Италии строился по типу "Рено" танк "Фиат-3000А" образца 1921 года. Благодаря более мощному мотору скорость достигла 22 км/ч. В 1930 году он был модернизирован ("Фиат-3000В") - на нем установили новый мотор и усилили ходовую часть.

Красная Армия захватила в ходе гражданской войны около 80 танков, в том числе и "Рено". Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать строительство танков по типу "Рено". Выбор его в качестве образца в тогдашних условиях разрухи и развала промышленности был наиболее разумным. Советские рабочие и техники, совершив истинный трудовой подвиг, с честью справились с поставленной задачей - 31 августа 1920 года первый танк советского производства вышел на ходовые испытания. Он получил собственное имя "Борец за свободу тов. Ленин". До конца 1921 года были сданы еще 14 машин этого типа, их тогда называли КС или танк М. От французского прототипа он отличался двигателем, формой башни. Позже на КС установили смешанное пулеметно-пушечное вооружение.

В 20-е годы французы предприняли ряд попыток модернизировать "Рено".

Впрочем, новые машины "Рено М24/25" оказались всего лишь переделкой старых - "Рено FT". Их снабдили резиновой гусеницей-лентой и более .мягкой подвеской. Скорость возросла при этом до 12 км/ч, уменьшился расход топлива и увеличился запас хода.

Дальнейшая модернизация - новые ходовая часть, мотор и трансмиссия и несколько измененная компоновка корпуса - привела к появлению в 1927 году танка "Рено NC1" (или NС27).

Влияние "Рено FТ" прослеживается в конструкциях легких французских танков 30-х годов: R35, Н35, Н40. Теперь оно уже играло отрицательную роль: в башне новых "броненосцев" оставался все тот же "мастер на все руки" - командир-наводчик-заряжающий.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/04-1.jpg

Рис. 9. Французский легкий танк "Рено FТ". Боевая масса - 6,7 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка или 1 пулемет. Толщина брони - 16 мм корпус, 8 мм борт. Двигатель "Рено" - 35 л. с. Скорость по шоссе - 7,8 км/ч. Запас хода по шоссе - 35 км.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/04-2.jpg

Рис. 10. Японский легкий танк "Оцу" (французский "Рено NC1"). Боевая масса - 8,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 57-мм пушка или 1 пулемет. Толщина брони - 30 мм лоб корпуса, 22 мм борт. Двигатель "Мицубиси" - 75 л. с. Скорость по шоссе - 25 км/ч. Запас хода по шоссе - 100 км.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/04-3.jpg

Рис. 11. Итальянский легкий танк "Фиат-3000 В". Боевая масса - 5,6 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка или спарка пулеметов. Толщина брони - 16 мм лоб и борт корпуса. Двигатель "Фиат" - 63 л. с. Скорость по шоссе - 16 км/ч. Запас хода по шоссе - 100 км.

0


Вы здесь » Russian Meat Legion [RML] » Исторический раздел » Компоновка