Танк Рыбинского завода. Боевая масса - 20 т. Вооружение - одна 107-мм пушка, 1 пулемет. Толщина брони - 10-12 мм. Мощность двигателя - 200 л. с. Скорость по шоссе - 7 км/ч.
24 апреля 1918 года большое германское наступление на западе было в самом разгаре. В районе деревни Виллер-Бретонё отделение английских тяжелых танков МкV (два пулеметных и один пушечный) попыталось контратаковать немецкие позиции. Но когда машины, поддержанные пехотой, приблизились к деревне, навстречу им вышли три вражеских танка. Они выглядели еще более громоздкими и неуклюжими, чем британские.
Командир отделения понял, что на сей раз ему предстоит сразиться с "бронированным" противником. В начале боя англичан преследовали неудачи: снаряды никак не попадали в цель. А тем временем немецкие махины принялись за пулеметные танки противника, которые оказались перед ними совершенно беспомощными. На помощь им бросился пушечный танк. Чтобы повысить меткость стрельбы, командир его рискнул вести огонь с места. Но риск оправдал себя: три выстрела - и немецкий танк вышел из строя. Два же остальных тем временем скрылись. Однако и "англичанину" досталось...
После этого боя большинство танков британской армии было перевооружено. Пулеметный спонсон на них заменили на пушечный.
Итак, боевые машины появились и в немецких войсках. Но Германию опередила Франция. Отцом французских "сухопутных броненосцев" считается полковник Ж. Этьенн. Осенью 1915 года он предложил проект танка и получил поддержку главнокомандующего французской армии генерала Ж. Жоффра. Узнав, что фирма Шнейдер не новичок в этой области, Этьенн добился того, что в январе 1916 года она получила заказ на производство 400 машин. Главный инженер фирмы Э. Брийе еще в декабре 1915 года провел успешные опыты по бронированию американского трактора Холта.
Получив заказ на разработку серийного образца, он отказался от использования тракторной базы, но сохранил в своем танке многие технические решения американцев, в частности, конструкцию ходовой части и подвески и заднее расположение ведущего колеса.
Начальник армейского управления моторизации (обидевшись на полковника Этьенна за то, что он "обошел" его и обратился непосредственно к главкому) поручил другой фирме - Сен-Шамон - построить собственный танк. Случайно, а может быть, и нет, но количество машин в заказе было равно 400. Специалисты фирмы взяли за основу все тот же трактор Холта.
Первый танк фирмы Шнейдер, получивший название СА - штурмовая машина, был готов в сентябре 1916 года. Сен-Шамон отставала на несколько месяцев. Внешне французские "броненосцы" мало походили на английские. Гусеницы их не охватывали корпус, а располагались по бокам или под :ним. Ходовая часть была подрессорена специальными пружинами, что было немалым преимуществом, облегчавшим работу экипажа. Однако из-за того, что передняя часть корпуса сильно нависала над гусеницами, проходимость была крайне низка. Они не могли преодолевать даже ничтожные вертикальные препятствия. Особенно этим страдали танки "сен-шамон", у которых (для преодоления более широких рвов) длину опорной поверхности гусениц увеличили почти вдвое по сравнению с американским трактором. Тихоходы, они обладали ничтожным запасом хода.
Танки "сен-шамон" имели электротрансмиссию: вырабатываемый генератором ток поступал на два электродвигателя, по одному на каждую гусеницу. Из-за этого вес увеличился. Неудачно расположенное вооружение ограничивало углы обстрела: пушка "шнейдера", вынужденно установленная в носу справа (мотор располагался слева), наводилась в горизонтальной плоскости лишь в пределах 20°; пулеметы размещались не в спонсонах, как у англичан, а в шаровых установках по бортам. Это не позволяло вести огонь прямо по курсу. У "сен-шамона" было на два пулемета больше, из-за этого экипаж его увеличился.
Передняя часть корпуса машины фирмы Шнейдер напоминала по форме нос корабля, здесь крепилось приспособление для разрезания проволочных заграждений. Одновременно оно же облегчало и преодоление рвов.
И все же, при всем своем несовершенстве, детища Шнейдера и Сен-Шамона воевали. Первый бой французских "броненосцев" 16 апреля 1917 года оказался не очень удачным: из 132 танков обеих марок 76 было потеряно от огня противника, а 45 сломались. Однако они способствовали успеху французского наступления 18 июля 1918 года между реками Эн и Марна, В этих боях "шнейдеры" и "сен-шамоны" скорее играли роль самоходной артиллерии. После того как пехота занимала первую линию немецких окопов, подошедшие танки открывали огонь по второй и третьей линиям, которые часто оказывались недосягаемыми для полевой артиллерии французов.
А каковы же были немецкие боевые гусеничные машины, вышедшие на поля сражений в конце первой мировой войны? В октябре 1916 года, после боя на реке Сомме, германское военное министерство поручило фирме Бремерваген создать танк. Летом 1917 года были готовы первые 10 А7V (всего построено 20), Они имели более толстую броню и несколько большую скорость, чем английские, а также подрессоренную ходовую часть. Проходимость же их была не лучше, чем у французских. Для обеспечения кругового обстрела машины немцев были вооружены шестью пулеметами. Отсюда и рекордно большой экипаж - 18 человек!
Первый свой бой А7V провели 21 марта 1918 года под городом Сен-Кантеном в Пикардии. И, несмотря на свою малочисленность, добились полного успеха. Англичане, застигнутые врасплох, сдавались в плен раньше, чем немецкие танки открывали огонь. Так создатели "броненосцев" сами попались в собственные сети, не подготовив своих солдат к встрече с подобными машинами противника. Может быть, командование союзников не допускало и мысли о возможности появления новинки у немцев?
В 1915 году и Россия разрабатывала проект боевой машины на базе трактора. Иногда ее называют танком Рыбинского завода. Компоновкой она напоминала французские образцы. Однако проект, представленный в августе 1916 года главному военно-техническому управлению, поддержки так и не получил.
Рис. 6. Французский средний танк "шнейдер" СА1. Боевая масса - 13,3 т. Экипаж - 6-7 человек. Вооружение - одна 75-мм пушка, 2 пулемета. Толщина брони - 12-24 мм лоб корпуса, 12-17 мм борт. Двигатель - "Шнейдер" 60 л. с. Скорость по шоссе - 4-6 км/ч. Запас хода .по шоссе - 75 км.
Рис. 7. Французский средний танк "сен-шамон" М-16. Боевая масса - 23 т. Экипаж - 8-9 человек. Вооружение - одна 75-мм пушка, 4 пулемета. Толщина брони - 11 мм лоб корпуса, 15-17 мм борт. Двигатель - "Панар" 90 л. с. Скорость по шоссе - 8,5 км/ч. Запас хода по шоссе - 60 км.
Рис. 8. Немецкий тяжелый танк А7V. Боевая масса - 32 т. Экипаж - 18 человек. Вооружение - одна 57-мм пушка, 6 пулеметов. Толщина брони - 30 мм лоб корпуса, 15мм борт. Два двигателя "Даймлер" по 100 л. с. Скорость по шоссе - 12 км/ч. Запас хода по шоссе - 35 км.