Russian Meat Legion [RML]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russian Meat Legion [RML] » Исторический раздел » Всё о "КВ"


Всё о "КВ"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

КВ

http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/835/t8_pre.jpg

"По нашим танкам в упор била немецкая тяжелая артиллерия. Броня моей тяжелой машины обстрел выдерживала хорошо. Помнится, когда мы подошли к немецкому переднему краю, раздался сильнейший удар, и от брони посыпались искры - снаряд угодил в башню; когда же после боя мы осмотрели танк, то нашли на башне небольшую вмятину. Всего танк принял на себя двенадцать ударов, некоторые из этих ударов были действенные". Так вспоминает о событиях июля 1941 года бывший комиссар 4-й танковой бригады М. Ф. Бойко. Боевой машиной ветерана войны был танк КВ.

КВ - "Клим Ворошилов", - по существу, первый в мире серийный тяжелый танк. Прежние машины, хотя и отличались устрашающими размерами, обладали по меньшей мере одним общим недостатком - слабой броней. Она защищала только от пуль.

Опыт гражданской войны в Испании показал: самый страшный противник танка - малокалиберные автоматические пушки. Их 20-37-миллиметровые снаряды без труда пронизывали тонкие листы стали. Поэтому в предвидении грядущей войны в нашей стране началась разработка новых средних и тяжелых танков с мощной защитой.

Во всех видах вооружения всегда было своего рода "разделение труда", боевой арсенал состоял из оружия разных типов. То же самое и в танковых войсках. Массовый средний танк совмещал в себе важнейшие свойства боевой машины: маневренность, огневую мощь, хорошее бронирование. Он универсален, способен действовать самостоятельно и сопровождать пехоту.

Тем не менее нужна машина, чьи вооружение и броня могли бы прикрыть средние танки при прорыве мощных укреплений противника.

Созданием тяжелых машин занималось КБ, руководимое Ж. Котиным. В коллективе были такие специалисты, как Н. Духов, А. Ермолаев, Н. Шамшурин, Л. Сычев и др.

Инженерам пришлось решать не только принципиальные проектировочные задачи. Очень многое зависело от технологии. Как изготовить толстые броневые листы, а потом скрепить их, чтобы получить башню оптимальной формы? Заклепки или болты для этой цели не годились. Нужно было научиться сваривать толстые листы стали, а еще лучше - отливать основные элементы корпуса и башни.

Весной 1937 года был готов первый экспериментальный танк Т-46-5 с противоснарядным бронированием. Он весил 28 т и нес 60-миллиметровую броню, выдерживавшую обстрел из противотанковой пушки калибра 37 мм. Машина получилась не очень удачной, но при работе над ней конструкторы накопили опыт, а заводы освоили технологию производства толстой брони.

Вслед за Т-46-5 в 1939 году из цехов вышли двухбашенные Т-100 и СМК. Толщина брони достигала 60 мм. Впервые на тяжелых танках инженеры применили торсионную подвеску.

К тому времени в КБ придерживались мнения, что тяжелый танк с мощной броней и усиленным вооружением должен быть однобашенным. Ж. Котин и его коллектив сумели обосновать и отстоять эту точку зрения. В феврале 1939 года началось проектирование КВ, а в сентябре танк уже проходил заводские испытания. 19 декабря Главный Военный Совет вынес решение принять КВ на вооружение Красной Армии.

Войсковые испытания прошли прямо на фронте - шла советско-финская война. В феврале 1940 года несколько КВ впервые участвовали в прорыве финских укреплений. Толстая броня полностью защищала машины от огня противника.

В боях проявилось явное превосходство КВ. Толщина брони достигала 75 мм. Могучим оружием была 76,2-миллиметровая пушка со стволом длиною в 30,5 калибра. Серьезными достоинствами оказались мощный дизельный мотор В-2, форсированный до 600 л. с., независимая подвеска катков, широкие гусеницы.

В феврале 1940 года заводы приступили к серийному выпуску КВ-1. Одновременно началось производство КВ-2 - машины с 152-миллиметровой гаубицей.

В начале 1941 года КВ-1 получил новую пушку (калибр 76,2 мм, длина ствола 41,6 калибра). Толщину лобовой брони довели до 100 мм, а самое главное - танк нес семитонную литую башню. Вес машины возрос с 43,5 до 47,5 т.

В 1940 году наша промышленность выпустила 243, а в первом полугодии 1941 года 393 танка КВ-1 и КВ-2. На 22 июня 1941 года в западных военных округах их насчитывалось 508.

КВ-1 превосходил Т-34 по бронированию, нес то же вооружение и уступал в скорости и подвижности. Ни одно танковое орудие врага не могло пробить броню КВ.

В ходе боевых действий выявилось, что нужно увеличить подвижность КВ и усовершенствовать ряд конструктивных элементов. Во второй половине 1942 года танк модернизировали. Новая модель, получившая обозначение КВ-1С, весила 42,5 т. Машина уменьшилась в размерах и несла более тонкую броню. В КБ вновь сконструировали главный фрикцион и коробку передач, усовершенствовали систему охлаждения и смазки. Скорость возросла до 42 км/час.

И наконец, последняя модификация КВ - модель КВ-85, выпускавшаяся с осени 1943 года. На этом танке установили литую башню с большей толщиной брони (100 мм) и 85-миллиметровую пушку. Вес, естественно, снова увеличился до 46 т. Число членов экипажа сократилось до четырех, а количество пулеметов до двух. Скорость осталась прежней.

КВ показал себя удачной конструкцией тяжелой машины. Ему принадлежала инициатива в танковых сражениях.

Немцы избегали встреч с советским танком. Исключительная прочность его корпуса позволяла советским экипажам вести успешные боевые действия против вражеских "тигров". До конца 1942 года он оставался сильнейшим танком мира. Развитием КВ были еще более мощные танки серии ИС.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/t8_.jpg

0

2

Броня против снарядов

http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/095/26-pre.jpg

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/26-0.jpg

Советский тяжелый танк КВ-1С. Боевая масса - 42,5 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 76,2-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 75 мм, борт - 60 мм, башня - 82 мм. Двигатель - дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км.

В ходе гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах танки республиканцев встретились с грозным противником - скорострельными противотанковыми пушками 20-47-мм калибра. Снаряды этих орудий легко пробивали тонкую противопульную броню со всех дистанций. Поэтому танк оказался легкоуязвимым. Выход из создавшейся ситуации напрашивался сам: усилить бронезащиту машин.

Но чтобы устанавливать толстые броневые плиты, надо было коренным образом пересмотреть технологию: болты и заклепки, применявшиеся ранее, не годились. На их место пришли сварка и литье деталей защиты. Броневой корпус стал несущей конструкцией, а надобность в каркасе-основе отпала.

Советские конструкторы начали создавать танки с противоснарядным бронированием в 1937 году. Уже весной того года был построен средний танк Т-111. Его 60-мм броню не могли разрушить снаряды 37-мм пушек. Т-111 имел массу 28 т и был вооружен 45-мм пушкой, такой же, какая устанавливалась на Т-26 и БТ. Благодаря 300-сильному двигателю машина развивала скорость 30 км/ч. Тем не менее танк оказался сложным в производстве и на вооружение не поступил. Но при его проектировании и строительстве был накоплен опыт, необходимый для выпуска подобных машин. И когда перед танкостроителями поставили задачу разработать тяжелый танк прорыва, они решили ее в довольно сжатые сроки.

Как известно, сила традиций великая вещь: танки первоначально задумывались как трехбашенные (вспомните Т-35 с пятью -башнями). Однако по ходу конструирования стало ясно: многобашенный танк с толстой броней будет слишком тяжел. Поэтому у каждого из построенных в 1939 году двух экспериментальных тяжелых танков - СМК (ведущий конструктор А. С. Ермолаев) и Т-100 (ведущий конструктор С. А. Гинзбург) - только по две башни.

По вооружению и бронированию они не отличались друг от друга, но ходовая часть, внешне тоже одинаковая, на самом деле была различной. На СМК впервые в советском танкостроении применили торсионную индивидуальную подвеску опорных катков. Ее разработали и опробовали на одном экземпляре Т-28 конструкторы Н. В. Цейц и Н. Ф. Шашмурин. СМК имел и другие новшества: широкие гусеницы, внутреннюю амортизацию опорных катков, планетарный бортовой редуктор.

На Т-100 в качестве упругого элемента подвески использовались листовые рессоры. Башни машины располагались в продольной плоскости (у СМК меньшая башня смещена к левому борту). Танк весил больше 60 т. И все же эти машины оказались слишком тяжелыми и уже поэтому не годились для массового производства. СМК выпустили в единственном экземпляре, а из двух строящихся Т-100 второй был достроен как тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-100Y ("игрек") 130-мм морской пушки. Оба танка оснащались авиационным двигателем ГАМ конструкции А. А. Микулина (переделанным для торпедных катеров).

Коллективу, возглавляемому главным конструктором Ж.Я. Котиным, стало ясно, что полноценным серийным танком с противоснарядной броней может быть только однобашенная машина. На ней, облегченной за счет отсутствия второй башни, можно установить более мощную броню. Ж. Я. Котину и сотрудникам удалось обосновать и отстоять высказанные предложения. Это, несомненно, большая заслуга коллектива.

В конструкторском бюро Ж. Я. Котина группа во главе с Н. Л. Духовым приступила к разработке однобашенного тяжелого танка с дизель-мотором В-2. Он получил название КВ ("Клим Ворошилов"). В сентябре 1939 года новую машину демонстрировали правительству (подробнее см. "ТМ" № 8, 1970).

Во время советско-финского вооруженного конфликта (1939-1940 годы) на прорыв укрепленной линии Маннергейма на Карельском перешейке были направлены два только что изготовленных КВ, один СМК и один Т-100 в сопровождении танков Т-28. Здесь в ходе сражения стало ясно: КВ неуязвим для снарядов 40-мм противотанковых пушек. Так танк, успешно сдавший боевой экзамен 19 декабря 1939 года, был принят на вооружение Красной Армии. Серийное производство их началось на Кировском заводе в Ленинграде летом 1940 года. Стремясь удовлетворить требование командования Карельского фронта, конструкторы создали еще одну машину КВ-2, вооруженную мошной 152-мм гаубицей для разрушения долговременных огневых точек противника. Масса КВ-2 по сравнению с предыдущей машиной заметно возросла, а скорость снизилась. Выпущенные в небольшом количестве КВ-2 не успели принять участие в боях на Карельском перешейке, но использовались в начале Великой Отечественной войны.

В начале 1941 года на танке КВ-1 установили более мощную 76,2-мм пушку длиною 40,5 калибра. Снаряд ее массой 6,5 кг имел начальную скорость 662 м/с и пробивал на расстоянии 500 м под углом 60° броню толщиной более 70 мм. В то время ни одна армия мира не имела столь мощного по вооружению и бронированию танка. К началу Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила 636 КВ. Снаряды немецких танковых и противотанковых пушек не пробивали его брони даже с самой ближней дистанции. Наоборот, снаряды нашего танка поражали гитлеровские "пантеры" с любых расстояний.

С началом войны Кировский завод эвакуировали на Урал. Здесь на базе Челябинского тракторного завода был создан мощный танковый комбинат, известный в народе как "танкоград". Именно оттуда шли на фронт непрерывным потоком тяжелые танки.

В ходе боевых действий выяснилось, что подвижность КВ необходимо увеличить. Во второй половине 1942 года за счет уменьшения размеров корпуса и толщины брони удалось существенно повысить скорость движения машины. Были вновь сконструированы коробка передач, главный фрикцион, усовершенствованы системы охлаждения и смазки двигателя. Благодаря командирской башенке улучшилась обзорность. Машина, получившая обозначение КВ-1С (С - скоростной), выпускалась в течение почти года.

В том же, 1942 году на заводе в небольшом количестве строился огнеметный вариант КВ-8, а также КВ-9 со 122-мм гаубицей. Когда тяжелые танки с усиленным бронированием появились в немецкой армии, вооружение КВ было усилено.

Осенью 1943 года выпускалась новая модель КВ-85 с литой башней, в которой устанавливалась более мощная 85-мм пушка. Масса машины возросла до 46 т, а скорость осталась той же, что и у КВ-1С. Лобовой пулемет на КВ-85 не устанавливался. Число членов экипажа составляло 4 человека.

На базе КВ весной 1943 года был налажен выпуск тяжелых самоходных артиллерийских установок СУ-152. Эти машины впервые приняли участие в битве на Курской дуге в июле - августе 1943 года. Их снаряды с легкостью ломали броню "тигров" и "пантер", за что установка получила в войсках неофициальное название "Зверобой".

Танки "Клим Ворошилов" оказались вполне удачными по конструкции. Они всегда в поединках с машинами противника выходили победителями. До конца 1942 года КВ оставался сильнейшим в мире. В конце 1943 года, когда потребовалось существенно усилить вооружение тяжелого танка (в это же время, как мы знаем, был создан средний танк Т-34-85), КВ заменили в производстве новой, более мощной машиной ИС.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/26-1.jpg

Рис. 69. Тяжелый танк КВ-2. Боевая масса - 52 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение - одна 152-мм гаубица, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 75 мм. Двигатель - В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/26-2.jpg

Рис. 70. Тяжелый танк СМК. Боевая масса - 55 т. Экипаж - 7 чел. Вооружение - одна 76,2-мм и одна 45-мм пушки, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 60 мм, главная башня - 75 мм. Двигатель - ГАМ, 850 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч.

0


Вы здесь » Russian Meat Legion [RML] » Исторический раздел » Всё о "КВ"