КВ
"По нашим танкам в упор била немецкая тяжелая артиллерия. Броня моей тяжелой машины обстрел выдерживала хорошо. Помнится, когда мы подошли к немецкому переднему краю, раздался сильнейший удар, и от брони посыпались искры - снаряд угодил в башню; когда же после боя мы осмотрели танк, то нашли на башне небольшую вмятину. Всего танк принял на себя двенадцать ударов, некоторые из этих ударов были действенные". Так вспоминает о событиях июля 1941 года бывший комиссар 4-й танковой бригады М. Ф. Бойко. Боевой машиной ветерана войны был танк КВ.
КВ - "Клим Ворошилов", - по существу, первый в мире серийный тяжелый танк. Прежние машины, хотя и отличались устрашающими размерами, обладали по меньшей мере одним общим недостатком - слабой броней. Она защищала только от пуль.
Опыт гражданской войны в Испании показал: самый страшный противник танка - малокалиберные автоматические пушки. Их 20-37-миллиметровые снаряды без труда пронизывали тонкие листы стали. Поэтому в предвидении грядущей войны в нашей стране началась разработка новых средних и тяжелых танков с мощной защитой.
Во всех видах вооружения всегда было своего рода "разделение труда", боевой арсенал состоял из оружия разных типов. То же самое и в танковых войсках. Массовый средний танк совмещал в себе важнейшие свойства боевой машины: маневренность, огневую мощь, хорошее бронирование. Он универсален, способен действовать самостоятельно и сопровождать пехоту.
Тем не менее нужна машина, чьи вооружение и броня могли бы прикрыть средние танки при прорыве мощных укреплений противника.
Созданием тяжелых машин занималось КБ, руководимое Ж. Котиным. В коллективе были такие специалисты, как Н. Духов, А. Ермолаев, Н. Шамшурин, Л. Сычев и др.
Инженерам пришлось решать не только принципиальные проектировочные задачи. Очень многое зависело от технологии. Как изготовить толстые броневые листы, а потом скрепить их, чтобы получить башню оптимальной формы? Заклепки или болты для этой цели не годились. Нужно было научиться сваривать толстые листы стали, а еще лучше - отливать основные элементы корпуса и башни.
Весной 1937 года был готов первый экспериментальный танк Т-46-5 с противоснарядным бронированием. Он весил 28 т и нес 60-миллиметровую броню, выдерживавшую обстрел из противотанковой пушки калибра 37 мм. Машина получилась не очень удачной, но при работе над ней конструкторы накопили опыт, а заводы освоили технологию производства толстой брони.
Вслед за Т-46-5 в 1939 году из цехов вышли двухбашенные Т-100 и СМК. Толщина брони достигала 60 мм. Впервые на тяжелых танках инженеры применили торсионную подвеску.
К тому времени в КБ придерживались мнения, что тяжелый танк с мощной броней и усиленным вооружением должен быть однобашенным. Ж. Котин и его коллектив сумели обосновать и отстоять эту точку зрения. В феврале 1939 года началось проектирование КВ, а в сентябре танк уже проходил заводские испытания. 19 декабря Главный Военный Совет вынес решение принять КВ на вооружение Красной Армии.
Войсковые испытания прошли прямо на фронте - шла советско-финская война. В феврале 1940 года несколько КВ впервые участвовали в прорыве финских укреплений. Толстая броня полностью защищала машины от огня противника.
В боях проявилось явное превосходство КВ. Толщина брони достигала 75 мм. Могучим оружием была 76,2-миллиметровая пушка со стволом длиною в 30,5 калибра. Серьезными достоинствами оказались мощный дизельный мотор В-2, форсированный до 600 л. с., независимая подвеска катков, широкие гусеницы.
В феврале 1940 года заводы приступили к серийному выпуску КВ-1. Одновременно началось производство КВ-2 - машины с 152-миллиметровой гаубицей.
В начале 1941 года КВ-1 получил новую пушку (калибр 76,2 мм, длина ствола 41,6 калибра). Толщину лобовой брони довели до 100 мм, а самое главное - танк нес семитонную литую башню. Вес машины возрос с 43,5 до 47,5 т.
В 1940 году наша промышленность выпустила 243, а в первом полугодии 1941 года 393 танка КВ-1 и КВ-2. На 22 июня 1941 года в западных военных округах их насчитывалось 508.
КВ-1 превосходил Т-34 по бронированию, нес то же вооружение и уступал в скорости и подвижности. Ни одно танковое орудие врага не могло пробить броню КВ.
В ходе боевых действий выявилось, что нужно увеличить подвижность КВ и усовершенствовать ряд конструктивных элементов. Во второй половине 1942 года танк модернизировали. Новая модель, получившая обозначение КВ-1С, весила 42,5 т. Машина уменьшилась в размерах и несла более тонкую броню. В КБ вновь сконструировали главный фрикцион и коробку передач, усовершенствовали систему охлаждения и смазки. Скорость возросла до 42 км/час.
И наконец, последняя модификация КВ - модель КВ-85, выпускавшаяся с осени 1943 года. На этом танке установили литую башню с большей толщиной брони (100 мм) и 85-миллиметровую пушку. Вес, естественно, снова увеличился до 46 т. Число членов экипажа сократилось до четырех, а количество пулеметов до двух. Скорость осталась прежней.
КВ показал себя удачной конструкцией тяжелой машины. Ему принадлежала инициатива в танковых сражениях.
Немцы избегали встреч с советским танком. Исключительная прочность его корпуса позволяла советским экипажам вести успешные боевые действия против вражеских "тигров". До конца 1942 года он оставался сильнейшим танком мира. Развитием КВ были еще более мощные танки серии ИС.