http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/045/fin_2_pre.jpg

Е. КОСЫРЕВ, инженер-полковник

Рис. И. Печерского

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат В. И. Ленину. Весной 1918 года на совещании с военными специалистами Владимир Ильич говорил, "что нам нужна регулярная армия с богатой техникой, а не только с одними ружьями и гранатами, нам нужны саперные и инженерные войска, мы обязаны готовить летчиков, подумать о танках, броневиках, бронепоездах". И в молодой республике о танках не только подумали. Уже в девятнадцатом году мы сделали первые шаги в области танкостроения и прежде всего предприняли меры по консолидации усилий изобретателей и конструкторов.

В начале ноября 1919 года газета РККА "Известия Народного комиссариата по военным делам" опубликовала условия открытого конкурса, объявленного Советом военной промышленности. Сейчас подобный способ привлечения конструкторов к конкретной работе в области военной техники кажется необычным. Однако этот конкурс принес свои плоды, И одиночки, и целые коллективы представили оригинальные проекты. Вот лишь два из них. Инженер Максимов разработал первую в мире танкетку, весом в 2,25 т, а конструкторы ижорского завода под руководством инженера Кондратьева завоевали первую премию за проект 10-тонного плавающего танка.

Практически одновременно перед Советом военной промышленности ставится задача организовать производство танков по образцу захваченных в боях у интервентов, и 31 августа 1920 года произошло знаменательное в истории нашего танкостроения событие. Первый танк отечественного производства покинул стены сборочного цеха сормовского завода.

Танк типа М, такую марку официально присвоили этой машине, создавался на базе "рено". Сормовичам пришлось заново спроектировать коробку передач, приводы управления и др., утраченные во время перевозки образца. Любопытная подробность: на танк М установили муфту сцепления, разработанную в свое время изобретателем первого в мире танка А. Пороховщиковым, применили смешанное пушечно-пулеметное вооружение, опередив на десяток лет зарубежное танкостроение.

В последующие годы по мере восстановления промышленности начинается массовое производство спроектированного Танковым бюро танка МС-1, создаются опытные танки. В этой работе советские танкостроители проявляют смелое новаторство, стремление найти собственные, оригинальные технические решения.

Когда молчат пушки

Летом 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление "О состоянии обороны страны", на основе которого ставится задача в течение ближайших двух лет добиться превосходства над противником по решающим видам вооружения: авиации, артиллерии, танкам. На вновь созданное Управление механизации и моторизации РККА возлагается руководство созданием новых танков.

Каким быть новому танку? Не так просто ответить на этот вопрос в годы войны, когда боевая техника противника, что называется, перед глазами. Еще сложнее сделать это, когда пушки молчат. Нужно "на много ходов вперед" предвосхитить военно-теоретическую мысль вероятных противников, парировать решения зарубежных конструкторов, всесторонне оценить экономические возможности врага. Но это лишь одна, хотя и немаловажная, сторона дела. Замышляя танк, следует исходить из требований отечественной военной теории, уровня развития научно-технической мысли, состояния промышленности. Не случайно разработку нового танка поручают триумвирату - "военные, конструкторы, производственники".

Военным вести танки в бой. У них выводы военной науки, сведения о противнике, "заявки" танкистов: командиров, эксплуатационников, ремонтников. Им первое слово при определении "характера" будущих машин. Вооружение, бронирование, вес, подвижность, проходимость, поворотливость, неприхотливость, надежность, ремонтопригодность - таков далеко не полный перечень пунктов тактико-технического задания на проектирование танка. Стоит ошибиться хотя бы в одном, и... Печальная участь постигла авторов задания на "основной" танк германской армии Т-III. В первые же месяцы войны гитлеровцы убедились в его непригодности, а позже и вовсе сняли с вооружения.

Советская военная наука дала правильные отправные положения для конструкторской мысли и позволила разработать тактико-технические требования к целому семейству танков.

Помня слова В. И. Ленина о том, что одним из важнейших условий обеспечения нашего военно-технического превосходства является внимательное изучение зарубежных достижений, овладение всеми видами оружия, всеми средствами и приемами борьбы, которые могут быть у противника, советские специалисты проанализировали господствовавшие в большинстве капиталистических стран взгляды на танковую технику. На вооружении там состояли главным образом легкие танки со слабой броней и маломощным оружием. Особое внимание уделялось быстроходности боевых машин и их стоимости. Такие танки не удовлетворяли нашим требованиям. Вместе с тем в Англии и США отдельные фирмы и конструкторы экспериментировали над образцами, которые представляли определенный интерес. В конце 1929 года у англичан приобретаются 6-тонный танк "виккерс" и танкетка "карден-ллойд", а у американского конструктора Кристи его колесно-гусеничный танк. А в начале 1931 года на вооружение Красной Армии поступают танкетка Т-27, легкий танк Т-26 и легкий колесно-гусеничный танк БТ-2. Началось массовое производство боевых машин и формирование танковых частей и соединений.

Войсковой опыт немедленно переносится в КБ и лаборатории, изучается, скрупулезно анализируется. Танкисты жалуются на тесноту в танкетке Т-27. Конструкторы приходят к выводу, что и у малых танков должны быть вращающаяся башня и классическая компоновка, при которой трансмиссия и двигатель в корме машины. Военные считают, что малютки должны уметь плавать. И вот в частях появляются "амфибии" - предшественники нынешних ПТ-76.

На малых танках, на Т-26 и на БТ, проверяются различные типы и калибры вооружения. Специалисты приходят к мысли о необходимости смешанного, пушечно-пулеметного вооружения и стабилизированного прицела. Теоретики доказывают, что в этом случае танк способен вести успешную борьбу с любым противником, стреляя и с места и с ходу.

Большое внимание уделяют конструкции ходовой части. Сблокированная на несколько катков подвеска Т-26, Т-28 и Т-35 ненадежна и ограничивает скорость движения. Ходовая часть колесно-гусеничных БТ представляется более перспективной: индивидуальная подвеска и опорные катки большого диаметра вкупе с мощным двигателем придают машине невиданную быстроходность: 62 км/час на гусеницах, свыше 80 - на колесах. Ученые разрабатывают теорию подрессоривания и теорию взаимодействия гусениц с грунтом. Доказано абсолютное преимущество индивидуальной подвески для танков любого типа.

На боевых машинах в основном уже стоят моторы, мощность которых исчисляется сотнями лошадиных сил. Но это авиационные двигатели, работающие на бензине. Они дороги, безжалостно расходуют топливо, малонадежны, то и дело вспыхивают свечой. В 1933 году начинается работа над специализированным танковым дизелем. А весной 1938 года В-2 уже испытывается на танке БТ.

На тактических учениях юркие БТ лихо атакуют, не пасуют перед препятствиями и даже прыгают. Трюкачество? Нет, так проверяется прочность корпуса танка, его узлов и агрегатов. Конструкторы и производственники убеждаются в преимуществах сварки перед клепкой, и корпуса серийных Т-26 становятся сварными.

Ни в одной стране мира нет на вооружении многобашенных танков типа наших Т-28 и Т-35. Советские "сухопутные броненосцы" - танки прорыва - проверяются делом.

И военные и конструкторы убеждаются: путь увеличения огневой мощи танка за счет количества стволов и, следовательно, башен - не самый прогрессивный.

Объединив усилия конструкторов-одиночек, пополнившись целой армией молодых инженеров-танкостроителей, впитав в себя весь предшествующий опыт и достижения науки и техники, формировалась советская школа танкостроения.

Конструкторы вступают в бой

Семейство отечественных танков прошло боевую проверку на Халхин-Голе, в Испании, а позже и в войне с белофиннами. Военные специалисты и конструкторы получили подтверждение ранее созревшему мнению: огневая мощь, броневая защита, маневренность - все эти боевые свойства должны сочетаться гармонично. И еще - вооружение танка должно быть противотанковым, а броневая защита - противоснарядной.

По нынешним взглядам, сказанное разумеется само собой. А в те времена нужна была большая смелость, чтобы принять эту точку зрения. Ведь еще с 1932 года промышленность серийно выпускает Т-26, БТ, Т-28, Т-35. За годы первой пятилетки танковый парк страны достиг 5 тыс., к концу второй пятилетки насчитывалось уже 15 тыс. машин. И теперь, когда война на пороге, - остановить заводы, создать абсолютно новые танки и организовать их производство?

Центральный Комитет партии и Советское правительство принимают важнейшее решение: разработать новые средний и тяжелый танки.

Уже весной 1937 года строится 28-тонный танк, Т-46-5, защищенный 60-мм броней. Противотанковые пушки тех лет не могли поразить эту машину. Но наряду с броней надо усилить вооружение и обеспечить оптимальную подвижность танка. И тогда конструкторы вступили в сражение - сражение с килограммами, миллиметрами, километрами в час. Еще не написано полотно этого сражения, развернувшегося в КБ, опытных цехах, на полигонах и фронтах войны. Вот лишь некоторые характерные штрихи.

1938 год. Коллектив конструкторов под руководством Ж. Котина проектирует тяжелый танк с противоснарядной броней. Заданием предусмотрена трехбашенная компоновка - сказалась инерция, старый подход и тяжелому танку. Первые расчеты показали - танк перетяжеленный, маневренность окажется хуже, чем у Т-28 и Т-35. На листах ватмана появляются контуры машины с двумя, а потом и с одной башней.

В сентябре 1939 года тяжелый КВ проходит заводские испытания, а в декабре принимается на вооружение. Одновременно с ним на вооружение поступает и Т-34 - средний танк с противоснарядным бронированием.

Выбирая вооружение для этой машины, конструкторы, которыми руководил М. Кошкин, останавливаются на 76-мм пушке, такой же, что и на тяжелом танке КВ. Но нужна ли среднему танку столь мощная пушка? Ведь танки противника защищены главным образом противопульным бронированием. Именно в этом и проявилась дальновидность танкостроителей: ведь соревнование брони и снаряда не прекращается. Вот почему конструкторы настаивали на 76-мм пушке. Мало того, предусмотрели и возможность модернизации. Благодаря этому в дальнейшем удалось установить на Т-34 башню с 85-мм пушкой, не меняя конструкцию корпуса.

Что касается корпуса Т-34, то форма его, как известно, признана идеальной. И это не удивительно. В начале 30-х годов господствовала формула: неуязвимость танка пропорциональна его подвижности. Противотанковая артиллерия, появившаяся в 1936-1937 годах, сильно поколебала эту доктрину. Однако проектируемый Т-34 должен был быть крейсерским танком. А резкое увеличение толщины бронирования уменьшит скорость.

Решили применить резко дифференцированное бронирование (толстые лобовые листы, более тонкие бортовые, кормовые и еще тоньше крыша и днище). Лобовым и бортовым листам придали большие углы наклона.

Все это, а также широкие гусеницы, дизельный (как и на КВ) двигатель, сварной корпус и башня позволили создать принципиально новый тип универсального танка: Т-34 был способен успешно действовать и при прорыве обороны противника, и совершать рейды в его оперативные тылы.

В первых же сражениях Великой Отечественной войны враг убедился в абсолютном преимуществе КВ и Т-34.

Из 1440 средних танков Т-III, которыми располагали гитлеровцы к началу войны, 1090 имели 50-мм пушки, а остальные 37-мм. Вполне естественно, что эти машины ничего не могли поделать с нашей тридцатьчетверкой, не говоря уже о КВ. Пушки же наших танков с любых дистанций крушили 30-мм немецкую броню. Вот почему в июле 1941 года гитлеровцами принимается решение усилить лобовую броню Т-III и Т-IV навесными экранами. Одновременно начали их модернизацию.

Осенью 1941 года в Германии пытались организовать производство наших Т-34. Однако отсутствие качественной брони и дизельных двигателей не позволило сделать это. И тогда 25 ноября 1941 года выдается заказ на танк Т-V ("пантера"). Тактико-технические данные и форма корпуса были заимствованы у Т-34.

Летом 1943 года на полях сражений появляются средний танк "пантера" и тяжелый "тигр". Лобовая 100-мм броня этих машин, 75-мм и 88-мм пушки в определенной степени уравнивают их шансы с советскими танками. Нашим ответом на этот шаг противника стали самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152, созданные на базе танка КВ. "Зверобой", так прозвали эту машину, без особого труда расправлялся с "тиграми" и "пантерами". Но не учитывать происшедшего изменения в расстановке сил было нельзя. К осени 1943 года на фронт начинают поступать тридцатьчетверки с 85-мм пушкой и усиленной броней. Используя резерв для модернизации, наши конструкторы не ухудшили маневренных качеств машины.

В том же, 1943 году коллектив Ж. Котина создает ИС-2, самый мощный тяжелый танк второй мировой войны. 122-мм пушка, 4 пулемета, мощная броня, скорость до 52 км/час - все это делало ИС-2 грозным оружием.

На этот сюрприз к осени 1944 года немецкие конструкторы попытались ответить "королевским тигром". Однако эта машина не исправила положения. Ее единоборство с ИС-2 и ИСУ-152 неизменно кончалось поражением неповоротливого "тигра".

Отечественное танкостроение в годы войны одержало решительную победу над немецким, дав фронту 95 099 танков и самоходно-артиллерийских установок. Промышленность гитлеровской Германии произвела за то же время 53 800 боевых машин.

Нельзя не отметить самое непосредственное влияние отечественной танковой мысли на зарубежную. Выбирая основные характеристики для своих послевоенных танков М-26 и М-46, американские конструкторы ориентировались на нашу тридцатьчетверку.

Корпус Т-34 копировался для немецких танков "пантера", "королевский тигр", американских М-10 и М-36, французского АМХ-50 и современного западногерманского "леопарда". Форма носовой части корпуса и башни тяжелого танка ИС-3 повторяется на послевоенных американских М-48 и М-60.

В годы войны советское танкостроение решительно вышло вперед и лидирует по сей день. На смену танкам военного времени и послевоенным машинам идут новые стальные крепости.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/fin_1.jpg       

1. Предложенная русским изобретателем А. Пороховщиковым компоновка танков стала классической. И у танка М (А), и у МС-1 (Б), и у Т-34 (В) в носовой части корпуса находилось отделение управления, в средней - боевое, в кормовой - отделение для силовой установки и силовой передачи. И сегодня у всех отечественных танков - такая же компоновка.
   
http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/fin_2.jpg

2. Перед компоновщиком стоит задача: разместить в танке двигатель и трансмиссию так, чтобы оставить как можно больше места для боевого отделения. Казалось бы, наилучший вариант - на рисунке Г. Однако такая компоновка применялась лишь на легких танках и самоходно-артиллерийских установках, у которых агрегаты сравнительно невелики. У такого варианта есть еще один существенный недостаток: и ведущие колеса, и все агрегаты находятся в носовой части корпуса, наиболее подверженной поражению. Вариант, показанный на рисунке В, применялся на зарубежных танках времен войны. Он хотя и позволял несколько увеличить объем боевого отделения, но усложнял эксплуатацию машины.
Классическая компоновка (рис. А и Б) разработана советскими конструкторами и применяется ныне на всех зарубежных танках. На схеме: Д - двигатель, ГФ - главный фрикцион, КП - коробка передач, МП - механизм поворота, БП - бортовая передача, ВК - ведущее колесо.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/fin_3.jpg         

3. Создавая многобашенные танки, конструкторы стремились создать возможно большую плотность огня. Однако многобашенность привела к увеличению габаритов танка. Многочисленные башни могли обстреливать ограниченные секторы, да и управлять огнем было нелегко (А). Нынешние танки - однобашенные. Такую схему предложили советские конструкторы, она прошла проверну в боях и поныне остается самой распространенной (Б).

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/fin_4.jpg

4. Форма корпуса танка:
А - поперечный разрез,
Б - продольный разрез носовой-части,
В - продольный разрез кормовой части.
Перед вами богатый "ассортимент" возможных форм корпусов танка. Вы добиваетесь неуязвимости? Выбирайте классическую (Т-34) форму корпуса (ЗА, 4Б, 3В) или (8А, 5Б, 5В). Бесспорно, эти корпуса несколько сложнее в производстве, чем 1А, 2А, 6А. Установить большую башню можно, выбрав корпуса 5А и 8А. В этом смысле крайне невыгоден корпус английского танка "черчилль" (4А). Мало того, такая конструкция усложняет ходовую часть и ухудшает обзорность с места механика-водителя.
Да, конструктор обязан быть мастером компромиссов. Иначе танка ему не создать.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/fin_6.jpg

5. Снаряд встретился с броней (А). Дальнейшая его судьба зависит от угла встречи. Чем угол ближе к 90°, тем выше вероятность того, что снаряд пробьет броню.
Но и при малых углах есть вероятность поражения брони. Это произойдет, если "угол закусывания" положительный (Б). В этом случае возможен доворот снаряда к нормали.
Ну, а если этот угол нулевой или отрицательный (3) - рикошет неизбежен. Притупив головную часть снаряда (Г), конструкторы повысили, вероятность его доворота.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/fin_5.jpg

6. Танк ведет дуэль с противотанковой пушкой. С какого расстояния ее снаряд способен пробить броню? Ответ на этот вопрос дает диаграмма.
Чем больше угол между продольной осью танка и положением орудия, тем выше вероятность рикошета, тем меньше дальность, с которой можно поразить танк.