Его знают все. Его фотографии обошли весь мир. Ему посвящены статьи, книги и стихи, его рисовали художники, показывали в кинофильмах. Он стоит на гранитном постаменте в Ленинграде.
Читатель уже догадался, что речь идет о знаменитом броневике, с пулеметной башни которого В. И. Ленин произнес 3(16) апреля 1917 года исторические слова «Да здравствует социалистическая революция!».
С некоторых пор автомобили стали играть важную роль в исторических событиях. Достаточно напомнить о «марнских такси», спасших Париж в 1915 году (ТМ № 10), или о неутомимых полуторках и трехтонках, связывавших осажденный Ленинград с Большой землей в 1941—1943 годах (ТМ № 1). Теперь люди сохраняют иные автомобили так же бережно, как ценные документы или как здания, где происходили знаменательные события.
Итак, о броневике. Его шасси марки «остин» было куплено в Англии в 1915 году, когда царские генералы поняли, что армия не может обходиться без автомобилей. А единственный русский (Рижский) автозавод пришлось эвакуировать из-за близости фронта. Шасси бронировали (как тогда выражались — блиндировали) в России. Автомобиль имеет двойное — переднее и заднее управление, шины наполнены резиновой массой, а не воздухом (так называемые гусматические шины, не боящиеся пуль). Для учебных целей машина снабжена дополнительным комплексом педалей и рычагов. Словом, «остин» — типичный пример боевой техники времен первой мировой войны. Но, рассказывая о нем, трудно ограничиться только техникой.
Когда стало известно, что из эмиграции возвращается Ленин, один из руководителей Петроградского комитета большевистской партии, Н. И. Подвойский, распорядился вывести к вокзалу боевые машины, чтобы показать, какой силой уже обладает большевистская организация Питера.
Весь рабочий, революционный Петроград встречал своего вождя. Н. И. Подвойский писал позднее: «...В наступившей тишине раздаются резкие звуки сирены. Народ восторженно всматривается, и вдруг, пронизывая гущу людей длинными лучами фар, на площадь, покачиваясь на ходу, медленно въезжают один за другим два броневика — самое грозное оружие того времени... Раздаются громовое «ура» и бурные аплодисменты. Бронированные машины разворачиваются и, как два закованных в железо часовых, занимают места по обе стороны входа в павильон, через который пройдет Ленин. На ступенях вокзала появился Ленин. Рабочие и солдаты помогли ему подняться на броневик. Стоя в распахнутом пальто на пулеметной башне, Ленин произнес свою первую речь на Родине».
Есть и другие автомобили-памятники. Так, в монгольских степях на месте боев у реки Халхин-Гол установлен мемориал, где рядом с танком БТ-7 стоит бронеавтомобиль БА-10. Он находился на вооружении Красной Армии в 30-х годах. Основой его служит трехосное грузовое шасси ГАЗ-ААА Горьковского автозавода. Машина несет противопульную броню, 45-мм пушку, два пулемета, радиостанцию. Такая оснащенность дала возможность с успехом применять БА-10 и в первые годы Великой Отечественной войны. Однако опыт применения на полях сражений тяжелых бронеавтомобилей, созданных на базе грузовых машин, хотя бы и трехосных, показал, что их движение без дорог затруднено, а ходовая часть недостаточно защищена. Поэтому на смену им пришли бронеавтомобили со сравнительно легким сварным корпусом, на базе машин со всеми ведущими колесами или полугусеничных, причем вскоре их стали выполнять в виде бронетранспортеров (БТР). БТР — это машина с емким бронированным кузовом для переброски десанта пехоты, сражающегося во взаимодействии с танками. Экипаж десанта ведет бой, используя вооружение самого БТР и личное оружие. Первые отечественные бронетранспортеры БТР-40 (на базе автомобиля ГАЗ-63) и БТР-152 (на базе автомобиля ЗИС-151) уже не имели рамы, все механизмы крепились к сварному корпусу. Этим достигалось облегчение и понижение машины, способствовавшие проходимости и маскировке. Верх корпуса открытый, затягивается брезентом.
Новейшие БТР полностью бронированы, снабжены герметичными люками для входа экипажа, вентиляцией, отоплением, вооружены крупнокалиберными пулеметами. Имеются инфракрасные приборы ночного видения. Число колес достигает восьми, а некоторые двухосные машины оборудованы дополнительными спускающимися на землю осями. Широкопрофильные шины низкого давления (которое к тому же можно регулировать на ходу), независимая подвеска колес, привод на все колеса позволяет современным бронетранспортерам преодолевать глубокие пески, броды, болота, снежную целину. Есть машины, которые благодаря водометным движителям могут вплавь форсировать водные преграды. Если компоновка прежних бронеавтомобилей и БТР напоминала автомобильную, «классическую», то теперь на них зачастую устанавливают по два двигателя в средней и задней части корпуса.
Этим машинам, к сожалению, еще рано превращаться в музейные экспонаты или в памятники (поэтому их нет и в нашем музее). Но настанет день, когда и они, как ленинский броневик или боевые машины времен Великой Отечественной войны, будут установлены на пьедесталах в память о борьбе прогрессивного человечества за мир на земле.
1. «Ленинский броневик» — бронеавтомобиль на шасси «остин» (Англия, 1915). Двигатель 4-цилиндровый, 50 л.с. Вооружение — 2 пулемета 7,62 мм. Скорость 30 км/ч.
2. Участник боев на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны — бронеавтомобиль БА-10 на шасси ГАЗ-ААА (СССР, 1937—1943). Двигатель 4-цилиндровый, 50 л.с. Вооружение — пушка 45 мм и 2 пулемета 7,62 мм. Скорость 53 км/ч.
3. Полугусеничный бронетранспортер «Уайт» (США, 1944). Двигатель 6-цилиндровый, 147 л.с. Вооружение — пушка 45-мм. Скорость 60 км/ч.
4. Один из первых отечественных бронетранспортеров — БТР-152 на базе автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 (СССР, 1950). Двигатель 6-цилиндровый. 110 л.с. Вооружение — 2 пулемета 7,62 мм. Скорость 75 км/ч.