http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/74f/11_pre.jpg

Август 1941 года. Подразделения вермахта, не считаясь с потерями, рвутся к Ленинграду. Ожесточенные бои разгорелись в районе Поречья, где противнику удалось выйти к берегам реки Луги. И вдруг по моторизованным частям нацистов ударили крупнокалиберные снаряды, нанеся им колоссальные потери. Это было тем более неожиданно, поскольку командование группы армий "Север" было уверено в том, что на этом направлении нет советских батарей большой мощности. Да, там их не было до тех пор, пока далеко от передовой на огневые позиции не выехали советские дальнобойные железнодорожные батареи. "Сотни тонн смертоносного металла было обрушено ими на головы рвущегося вперед врага, - вспоминал участник тех боев Г. М. Яичников.- Семь раз враг упорно пытался форсировать реку Лугу, но откатывался назад. Танки, повозки, орудия, лошади, люди - все это перемалывалось и взлетало на воздух". Еще бы - балтийские комендоры вели огонь из морских 180-мм и 356-мм орудий береговой обороны, смонтированных на мобильных железнодорожных транспортерах.

...В нашей стране история этого вида артиллерии началась в ходе военной реформы 1924-1925 годов, когда были приняты решительные меры по модернизации береговой обороны, оснащенной крупнокалиберными артсистемами. В тот период боеспособным орудиям старых образцов придавались большие углы возвышения (благодаря этому дальнобойность шестидюймовых пушек образца 1910 года возросла с 14 до 22 км), усиливались их станки, которым предстояло выдержать и действие более мощного заряда. Одновременно советские артиллеристы приступили к разработке новых артсистем, среди которых были и такие, которых не знала отечественная береговая оборона. Это относилось и к подвижным крупнокалиберным установкам на железнодорожной тяге, которые могли, маневрируя вдоль побережья, дополнять огневую мощь стационарных батарей.

Чтобы ускорить их создание, инженер А. Г. Дукельский в 1927 году предложил использовать 356-мм пушки, предназначенные для оставшихся недостроенными линейных крейсеров типа "Измаил". Идею Дукельского одобрили, и в 1930 году Реввоенсовет распорядился организовать специальное конструкторское бюро. Его сотрудникам предстояло решить сложнейшую инженерную задачу - ведь транспортер, на котором устанавливались орудия, должен был вписываться в габариты железнодорожного полотна и закругления пути. Его необходимо было оснастить несколькими осями, чтобы огромная масса равномерно распределялась на рельсы и шпалы. Конструкторы успешно справились с порученным делом, создав железнодорожный транспортер ТМ-1-14.

Спустя три года начались испытания железнодорожного транспортера ТМ-2-12 для морских двенадцатидюймовых орудий, длина ствола которых достигала 52 калибров.

В отличие от зарубежных артсистем аналогичного назначения с советских транспортеров можно было вести обстрел по всем направлениям, в то время как у иностранных образцов сектор обстрела ограничивался 20°. Углы возвышения советских орудий можно было изменять от -2 до +50°, а американских и французских - лишь от +20 до +40°.

Через два года береговая оборона РККФ получила новые дальнобойные 100-мм и 180-мм пушки, значительное число которых устанавливалось на береговых батареях.

В тот же период на вооружение поступили высокоточные стереодальномеры, визиры, панорамные прицелы, с помощью которых обеспечивалось надежное поражение морских целей на дистанции в десятки миль. И это не предел - незадолго до войны артиллеристы провели опытные стрельбы из 356-мм орудий на 78,2 км (при "штатной" дальнобойности четырнадцатидюймовки в 45 км). Тогда же для береговой обороны разрабатывались орудия, предназначенные для ведения огня на 140-160 км!

К началу Великой Отечественной войны советская береговая оборона насчитывала 1224 орудия калибром от 45 до 356 мм. Стационарные батареи прикрывали подступы с моря к военно-морским базам и крупным портам. Кроме того, на Краснознаменном Балтийском и Тихоокеанском флотах имелись маневренные соединения - бригады железнодорожной артиллерии, которые по необходимости выдвигались на участки побережья, где ожидалось появление крупных морских сил противника. Все они были оснащены новыми 100-180-мм пушками и достаточно эффективными артсистемами старых образцов. Немногие, к примеру, знают, что двенадцатидюймовые орудия балтийской 9-й отдельной железнодорожной батареи стояли в 1915-1916 годах на черноморском линкоре "Императрица Мария". После гибели корабля, в 1930-1933 годах, эпроновцы подняли их со дна севастопольской бухты и в июне 1941 года пушки-ветераны защищали подступы к советской военно-морской базе на полуострове Ханко.

...Комендоры береговых батарей вступили в бой с кораблями "Кригсмарине" и подразделениями сухопутных войск нацистской Германии уже в первые часы Великой Отечественной войны. На Крайнем Севере артиллеристы 221-й батареи на исходе 22 июня несколькими залпами потопили вражеский тральщик, а потом, вплоть до 1944 года, держали под обстрелом подходы к неприятельскому порту Петсамо.

23 июня 1941 года две береговые батареи Либавской военно-морской базы точным огнем уничтожили эшелон с гитлеровцами, а через несколько часов та же участь постигла и вражеский бронепоезд. "Наступление 291-й пехотной дивизии в районе Либавы (Лиепаи) было приостановлено ввиду сильного сопротивления противника, поддерживаемого огнем стационарных батарей" - такая запись появилась спустя два дня в журнале боевых действий нацистской группы армий "Север".

Тогда же заговорили и железнодорожные батареи на полуострове Ханко. Его защитники уже в ходе боевых действий установили на 50-тонные платформы три 100-мм орудия и оборудовали для них два десятка огневых позиций. Ханковцы выработали весьма эффективную тактику борьбы с неприятельскими батареями. Сначала по ним открывало огонь первое орудие и, сделав несколько выстрелов, замолкало. В бой вступала вторая "сотка", а когда ее готовилось сменить третье орудие, первая пушка уже находилась на запасной позиции. Таким же образом действовала на Ханко и двенадцатидюймовая 9-я отдельная железнодорожная батарея. Противнику так и не удалось ни разу засечь балтийцев!

...В сентябре 1941 года - январе 1942 года, в самый трудный период блокады Ленинграда, береговыми батареями было проведены 2170 стрельб по позициям неприятеля, выпущено 26 387 снарядов - больше, чем армейскими и корабельными орудиями. При этом крупнокалиберные установки 11-й, 12-й, 18-й и 19-й батарей не раз выезжали на передовую и наносили мощные огневые удары по глубоким тылам вермахта.

Весной 1945 года с дистанции 25 км были обстреляны крепостные форты Кенигсберга, боевые и транспортные корабли противника, находившиеся в порту этого города. А последние залпы были произведены по блокированной 300-тысячной курляндской группировке. "Непрерывные удары флотской авиации, подводных лодок, торпедных катеров и железнодорожной артиллерии нарушили планы снабжения блокированных войск",- констатировал командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибуц.

    Транспортер ТМ-2-12
    (в скобках - данные орудия образца 1910 года после модернизации)

Калибр орудия, мм --- 305
Длина ствола в калибрах --- 52
Угол возвышения ствола --- 30° (45°)
Масса орудия, т --- 50,8
Масса снаряда, кг --- 470,5
Начальная скорость снаряда, м/с --- 823
Дальность стрельбы, км --- 26,5 (30,2)
Длина транспортера, м --- 33,72

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1985/11.jpg