И. ШМЕЛЕВ
Рис. В. Иванова
За время второй мировой войны всеми воюющими странами построено 310 тыс. танков и СУ.
К началу войны немецкое танкостроение не смогло создать стандартный танк, отвечавший современным требованиям. Из 3712 танков н СУ, перешедших на рассвете 22 июня 1941 года советско-германскую границу, средних танков было 2786 штук. Это выпускающиеся с 1937 года T-III и T-IV. Слабость немецких танковых сил, не сказавшаяся до нападения на СССР благодаря либо численному превосходству, либо более умелому использованию танковых соединений, в полной мере проявилась на фронтах Великой Отечественной войны. В жестоких боях быстро растаяли соединения легких танков типа T-I и T-II. Вскоре был снят с производства T-III, составлявший основу танковых частей в 1940-1942 годах. Модернизированный танк T-IV остался в производстве до конца войны.
Перед немецкими конструкторами встала неотложная задача: срочно создать танки, равноценные нашим Т-34 и КВ. В августе 1942 года с заводских конвейеров сошел тяжелый "тигр". В ноябре того же года началось серийное производство "пантер". "Тигра" заменил еще более тяжелый "королевский тигр", производство которого началось в декабре 1943 года и продолжалось до конца войны (их было выпущено 377).
Все эти машины предназначались в основном для борьбы с нашими танками, ибо теперь фашистским генералам было не до глубоких прорывов начала войны. Ведущую роль стали играть СУ - истребители танков. Их производство в 1944 году даже превысило производство танков, хотя выпуск последних возрос с 1460 штук в 1940 году до 8328 в 1944-м. Таким образом, на втором этапе войны немецкие бронетанковые войска превратились н оборонительное оружие. Всего за войну в Германии было выпущено 53 800 танков и СУ.
Состояние английских бронетанковых войск в начале войны оказалось плачевным: не было ни хороших машин, ни мощных танковых соединений.
Строились танки двух основных типов - пехотные и крейсерские. Первые соответствовали нашим танкам непосредственной поддержки пехоты и были тихоходны, слабо вооружены, но сильно бронированы. Вторые соответствовали нашим танкам дальнего действия, предназначались для самостоятельных операций, были быстроходны, но слабо бронированы и тоже слабо вооружены. Пушка калибром 40 мм считалась вполне удовлетворительной для обоих типов танков.
К пехотным танкам относились "матильда", "валентайн" и "черчилль", к крейсерским - "крусейдер". "кромвелл", "комета". Идея тихоходных пехотных танков изжила себя в ходе войны, и с 43-го года англичане продолжали строить лишь крейсерские, усиливая их броню н вооружение. Самым лучшим в английской армии оказался американский танк М4 "Генерал Шерман", на который устанавливалась длинноствольная английская пушка. Массовых СУ англичане практически не создали. Всего за войну в Англии выпустили около 25 тыс. танков и получили из США и Канады 23 246 танков и СУ.
К началу войны в Европе американское танкостроение находилось на крайне низком уровне. Всего на вооружении состояло 320 машин. В 1940 году США выпустили 331 танк. М3 легкий и М3 средний в боевом отношении сильно уступали танкам других стран. С появлением танка М4 "Генерал Шерман" американская армия получила более приличную и надежную машину. Опыты с тяжелыми танками в США не удались. Поскольку "шерманы" уступали "тиграм" и "пантерам", американцы разработали несколько моделей СУ. Но в основном борьба с немецкими танками возлагалась на авиацию. Американцы разработали также неплохие плавающие танки для десантных операций на островах Тихого океана.
Всего за войну в США построено 131 481 танк и СУ.
Франция начала войну с 2500 современными н 1500 устаревшими танками. Это были в основном легкие, тихоходные, слабовооруженные, но хорошо бронированные машины.
Японцы строили до начала войны преимущественно легкие танки. После Пирл-Харбора (7 декабря 1941 года) стали уделять большее внимание средним танкам. Однако Япония смогла выпускать не больше 1000 машин в год. Японские танки явно не соответствовали требованиям времени, были тихоходны, малонадежны, слабо бронированы и плохо вооружены.
Италия выпускала лишь легкие танки (хотя они и назывались средними), весьма слабые и ненадежные. Наладить производство немецких танков в Италии не удалось.
1
Немецкий средний танк Т-IV. Выпускался с 1937 года до конца войны. Самый массовый танк немецких вооруженных сил (выпущено 8801 штука). На рисунке - одна из одиннадцати модификаций T-IVF-2 (1942 г.) с длинноствольной пушкой 75 мм и усиленной броней. Боевой вес - 23,6 т, экипаж - 5 человек, скорость по шоссе - 40 км/час, броня - 30-50 мм.
2
Немецкий тяжелый танк T-VIB "тигр". Строился с августа 1942 по август 1944 года (выпущено 1348 штук). На советско-германском фронте появился впервые в феврале 1943 года под Мгой. Боевой вес - 55 т, экипаж - 5 человек, вооружение - 88-мм танковая пушка, 2 пулемета, броня - 80-110 мм, скорость по шоссе - 38 км/час.
3
Немецкий тяжелый танк T-V "пантера". Лучший танк немецкой армии. Выпускался с ноября 1942 года до конца войны (5967 штук). Форма корпуса и наклон брони заимствованы у Т-34. Боевой вес - 45,5 т, экипаж - 5 человек, вооружение - 75-мм танковая пушка, 3 пулемета (1 зенитный), броня - 40-120мм, скорость по шоссе - 55 км/час.
4
Американский средний танк М-4 "Генерал Шерман". В производстве состоял с октября 1942 года до конца войны. Самый массовый американский танк (выпущено 48071 штука) и второй в мире после Т-34. На рисунке - танк модификации М4А3Е8 - самый удачный из шести основных вариантов. Боевой вес - 32,5 т, экипаж - 5 человек, вооружение - 76-мм танковая пушка, 2 пулемета, один крупнокалиберный зенитный пулемет, броня - 38-63 мм, скорость по шоссе - 48 км/час.
5
Английский пехотный танк МкII "матильда". В производстве - с августа 1939 по август 1943 года (построено 2987 штук). На рисунке представлена одна из семи модификаций МкII "матильда-III" (1941 г.). Боевой вес - 26,5 т, экипаж - 4 человека, вооружение - 40-мм пушка и 1 пулемет, броня - 40-78 мм, скорость по шоссе - 24 км/час.
6
Английский крейсерский танк МкVIII "кромвелл". Шасси типа Кристи. В производстве с января 1943 года до конца войны. На рисунке представлена одна из восьми модификаций "кромвелл-IV". Боевой вес - 27,5 т, экипаж - 5 человек, вооружение - 75-мм танковая пушка и 2 пулемета, броня - 32-76 мм, скорость по шоссе - 51 км/час.