Трактор и танк, история создания.
В те времена, когда указом сверху батюшки-царя едва освобожденный от средневекового рабства русский мужик наяривал лошаденку кнутом, иностранные изобретатели упорно думали, как бы повысить производительность труда в производстве продуктов питания. В 1871 г, уже в 2000 имениях Англии работали паровые плуги, производя банальную жратву.
В 1879 г,русскому изобретателю Ф. А. Блинову был выдан патент на гусеничный движитель (впрочем, изобретенный до него иностранцем Буйеном), в 1896 г, паровой гусеничный трактор Блинова демонстрировался на русской Нижегородской промышленной выставке. Понятно, что идиоты из так называемых «русских чиновников-специалистов» не оценили изобретение соотечественника. Проект и готовый экземпляр задвинули под сукно, как это происходит в России всегда. Русские чиновники-идиоты решили, что русские мужички не нуждаются в дьявольском изобретении, а нуждаются только в хорошем кнуте и православии.
В 1888г. американец Франк Баттеру патентует паровой трактор с бесконечным полотном, охватывающим повозку в виде замкнутой ленты, состоящей из скрепленных звеньев, по которым катятся катки повозки. Повозка предназначалась для движения по трудно проходимой местности и ползет по ней наподобие гусеницы, отчего такая система и носила долго наименование (caterpillar, «катерпиллер», т.е. «гусеница»). Впоследствии именно такое название «Катерпиллер» приобрела известная американская тракторная фирма.
Основным предназначением изобретенных для военных целей гусеничных движителей предполагалось не военное, а чисто гражданское использование, заключающееся в обработке земли, т.е. пахоте.
В 1896 г. в США появляются первые опытные трактора с бензиновыми двигателями.
В 1901 г, В США появляются первые пробные партии бензиновых тракторов фирмы «Харт-Парр» имеющей название по именам изобретателей.
Уже в 1904 г, уже серийно выпускается американский гусеничный трактор «Ломбард» с вполне современным устройством гусениц.
В 1907 г. производство тракторов становиться на поток, в Англии строится гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания системы Горнсби.
В 1912 г, производство серийных тракторов с полугусеничными движителями начала американская фирма «Холт».
В 1914 г., только в зерновых штатах США насчитывалось уже 14000 тракторов, из которых только не более 8% были еще паровыми.
Примерно в начале-середине 1920-х годов заграницей начинается производство тракторов с дизельными двигателями (шведские трактора «Аванс», «Мунктель», немецкие «Гросс-Бульдог»), и двигателями работающими от газогенераторов на твердом топливе типа дров, угля и т.п. Впрочем, первый трактор с дизельным двигателем якобы создал впервые наш соотечественник Я.В. Мамин еще в 1910 г, однако в России это изобретение естественно не прижилось, поскольку иностранцы еще не указали русским чиновникам-идиотам и идиоту русскому царю как надо строить трактора поэтому как водится изобретателя Мамина русские чиновники естественно послали лесом.
К моменту создания первого английского боевого серийного танка десятки фирм Запада производили колесные и гусеничные тракторы, тракторы с паровыми, бензиновыми и дизельными моторами, электротракторы с питанием от тянущегося провода, гусеничные трактора с управлением совсем не рычагами, а рулевым колесом (штурвалом).
В 1713 г., француз д' Эрман первым создал прообраз гусеничного движителя одобренный французской академией наук. Проект представлял собой тележку перекатывающуюся на бесконечных лентах из деревянных катков, концы которых шарнирно соединялись металлическими планками. В это время в России Петр Великий удачно поотрезав идиотские бороды русским боярам руководителям народа и заодно обкорнав у русской элиты (бояр) идиотские рукава волочащиеся по земле, успешно побивал шведов отобрав у попов колокола на пушки.
В 1818 г., француз Дюбоше получил патент на способ устройства экипажей с гусеничными движителями.
В 1821 г., англичанин Бэрри получил патент на изобретение бесконечных цепей для колес повозки.
В 1832 г., англичанин Джон Гиткот получил патент на паровую гусеничную машину, построил ее и использовал в течение двух на разработке болотистых земель в Ланкашире. Примерно в
В 1837 г., русский изобретатель Д. Загряжский в свою очередь изобретает гусеничный движитель к несчастью изобретенный заграницей до него. Интересна судьба русского изобретателя-первопроходца. Как и в настоящее время (спустя без малого 200 лет.) русские патенты очень дорого обходились русским изобретателям. Государство дармоедов и бездельников брало за изобретения соотечественников очень большую пошлину («лицензию на талант» прям как сейчас). Поэтому Загряжский за свой же талант отдал все свои же деньги родному государству дармоедов, и на реальные опыты денег не осталось. Естественно, что денег у государства Загряжский не допросился, русского изобретателя, русские госчиновники как обычно послали лесом.
Следующим русским изобретателем-великомученником сделался С. Маевский в 1876 г. Он тоже изобрел что-то гусеничное, однако на этом следы его в истории русского изобретательства теряются. Я могу расписаться, что русские чиновники и его послали лесом, поскольку это единственное кроме воровства, что русские чиновники вообще умеют делать во все времена.
Вообще же все танки возникли на базе американского гусеничного трактора «Холт», с высокой проходимостью.
В 1874 г, француз Эдуард Буйен предлагает первую гусеничную бронированную машину предназначенную именно для военных действий, так сказать сверхтяжелый танк. Идея была первая, но в то время технически практически нереализуемая. Сверхтяжелый танк представлял собой собственно подвижный форт (подробнее см. статью С. Келемора).
В 1913 г.. австриец Г. Бурштынь представил проект танка совершенно современной формы сложившейся впоследствии только к началу 1930-х годов. В те времена австрийские военные следовали тактике германских военных, а германские военные следовали вкусам императора Вильгельма. Поскольку германский император Вильгельм был родственником нашего русского царя-идиота, на положительное решение изобретателю рассчитывать не пришлось, его послали лесом с резолюцией: «Человек сошел с ума». Впоследствии (спустя всего 2 года) и германский родственник нашего царя-идиота и сам наш царь-батюшка сильно пожалели о своей опрометчивости.
Интересный проект сверхтяжелого танка предложил и сын Д.И. Менделеева. В. Д. Менделеев, подробнее о этом танке см. статью С. Келемора. Интересно, что сын Менделеева был также талантливым человеком, что удивительно поскольку на детях гениев природа, как известно, отдыхает. В дополнение к сказанному в статье С. Келемора об этом танке скажу только, что в России в то время подобные проект выполнить было вообще невозможно поскольку Россия не располагала собственными двигателями необходимой мощности (по проекту 250 л/с.), не компрессорным оборудованием необходимым для действия пневмосистем танка, ни тем более даже примитивными элементами пневмоавтоматики необходимыми для работы пневмомеханизмов. Никогда мы не могли сделать что нибудь пневмо-гидравлическое, чтоб не подтекало и не подкапывало. Русский изобретатель в данном случае действительно несколько опередил время, если вспомнить, что гидропневмоподвеска в танках стала впервые применяться реально иностранцами только в начале второй мировой войны.
В 1914 г. русский изобретатель А.А. Пороховщиков предлагает русскому военному ведомству проект легкого танка (танкетки). Поскольку в это время отечественные военные идиоты еще не знали, что работы над танками в дружественной Англии уже начаты, изобретателю отказали. Однако скоро под влиянием самого батюшки-царя уже наслышанного от своих венценосных английских родственников о начале работ над подобными машинами в Англии наш изобретатель получил зеленый свет. При многих недостатках (поворот при помощи колесиков врезающихся в грунт, несовершенный движитель в виде резиновой ленты незащищенной от пуль и осколков и т.п.) машина тем не менее была вполне инновационной на то время и обладала неплохими скоростными характеристиками. В силу ряда причин и в частности неспособности проделывать проходы в проволочных заграждениях проект был закрыт после ряда испытаний изготовленного образца.
В 1916 г, Генеральный штаб русской армии получил конкретную информацию по тактико-техническим характеристикам английских танков. На документах была поставлена историческая резолюция одного из русских идиотов-военачальников с нерусской фамилией, генерал-лейтенанта Милеанта: «21.XI. Таких чудовищ мы делать не будем, так как у нас есть свое подобное».
Что же из чудовищ было у нас подобного?
У нас было чудовищное изобретение военного изобретателя Лебеденко. Лебеденко был капитан русской армии. Изобретение представляло из себя громадную трехколесную дуру в виде гигантского орудийного лафета с диаметром больших колес в 9м! и малюсеньким колесиком сзади. На идею чудо-механизма нашего изобретателя натолкнула средневековая арба увиденная на Кавказе.
Царь идиот получив в подарок шикарную золоченную мини-арбу с никелированными колесиками с приводом от граммофонной пружинки лихо перепрыгивающую через толстые тома «Свода идиотских законов России» разбросанные на полу царского кабинета, так вдохновился рассказами изобретателя, как при помощи чудо-арбы ….в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта , и Россия выиграет войну…., что без промедления повелел открыть счет на финансирование идиотского проекта.
Воплощенная в металле чудо-арба весом в 44 т, и снабженная вражескими двигателями «Майбах» (своих то не было) в августе 1915 г, лихо покатилась….раздались крики «ура!!!»… аж…10м, а затем заднее малюсенкое колесико попало в отечественную канаву с грязью, после чего арба для прорыва фронта уже более никогда эту канаву не покидала. Общая сумма затрат составила 210000 руб. Для сравнения: на удачный проект Пороховщикова выделили только 9960 руб. Интересно, что арбой рулил сам А. Микулин (будущий выдающийся русский академик, конструктор авиационных двигателей). Поскольку Кавказишен свехарба тяжело ворочаясь в родной грязи и натужно ревя германскими моторами никак не хотела вылезать из канавы, решено было усилить силу вражеских моторов путем конструирования отечественных.
Микулин в содружестве с еще одним будущим нашим академиком по аэродинамике и теплотехнике Б. Стечкиным создает оригинальнейший двигатель АМБС (А. Микулин Б. Стечкин). Двигатель сделали и запустили…время его работы не превысило 1-1,5 мин. после чего двигатель успешно развалился (погнулись шатуны, деформировался корпус).
Да и понятное дело. В то время ни Микулин, ни Стечкин еще не разобрали достаточное количество разнообразных иностранных моторов, чтобы понять, как они собственно работают. Опыт по большой разборке иностранной техники пришел позднее. На этом собственно история первого отечественного танка в виде арбы по хитрой задумке призванной прорвать все фронты и проучить немчуру поганую, закончился. Кстати арба имела название «Нетопырь», что прекрасно отражало мертворожденную сущность чудовищного механизма с полудеревянными колесьями.
Все последующие проекты отечественных изобретателей до начала производства первого русского танка скопированного с французского «Рено» успехом также не увенчались.
Кто, когда, и где.
30 января 1916 г, были проведены испытания первого в мире английского танка Мk. 15-го сентября 1916 г, впервые в истории танки были использованы англичанами в сражении на реке Сомма.
Одноступенчатый планетарный механизм поворота стоял уже на английском танке Мk V, на Mk VII стояла уже гидравлическая трансмиссия и электростартер. На танке Mk А «Уиппет» впервые в 1918 г., установили два мотора (по одному на каждую гусеницу).
В 1917 г., французские танки «Шнейдер» и «Сен–Шамон» имели подвеску с пружинным подрессориванием.
Танк «Сен-Шамон» в 1917 г., впервые в мире имел электротрансмиссию с бензиновым двигателем в 90 л/с, работающим на электрогенератор в 52 кВт, который приводил в действие два электродвигателя (по одному на каждую гусеницу).
Второй по хронологии танк с электротрансмиссией был также французский танк FCM 2С в 1918-1919 гг.
Первым отечественным танком с электрической трансмиссией был опытный ИС-6 построенный только в 1944 г.
Французский танк «Рено ФТ-17» в июле 1917 г., имел на борту первую в мире танковую радиостанцию.
Впервые в России радиостанция была установлена только в 1933 г, на танке Т-26.
Вентиляция танка стала применяться в немецком танке LK-II в 1917-1918 гг.
В 1918 г., в Германии строился сверхтяжелый танк K-Wagen «Колоссаль» массой в 150 т., и двумя бензиновыми двигателями по 650 л/с каждый.
В 1919 г, выпущен первый в мире английский плавающий танк Mk I «плавающий», танк имел массу в 13,5 т., скорость движения по воде 5 км/ч, и скорость движения по шоссе 43 км/ч. Для того времени это были просто уникальнейшие скоростные характеристики, которые уже тогда достигались применением танкового двигателя в 240 л/с.
В 1926 г, английский танк А1Е1 «Индепендент» был впервые снабжен ларингофонной внутренней связью.
А1Е1 «Индепендент» был также впервые снабжен электрическим приводом вращения башни.
В 1932-1933 г, появился первый отечественный танк с электроприводом поворота башни Т-28, прототипом которого являлся английский «Индепендент». Гениальное изобретение американцами У.Э. Престоном и Дж. М. Барнесом в 1935 г. торсионной подвески танков дало возможность нового этапа развития танков.
В 1930 г., два танка американца Уолтера Кристи М1931 прибыли в Россию с комплектом документации.
Затем Кристи продал России танк М1932, так называемый «летающий танк». Популярный русский танковый бензиновый мотор М-5-400 был скопирован с американского двигателя «Либерти», а затем получил наименование М17 Т. На американском танке М-6 применялась гидромеханическая или электрическая силовая передача (трансмиссия).
Германия в обход Версальского договора разрабатывающая танки конструировала их для боевых действий в условиях западноевропейского театра военных действий, главным образом из условий движения по дорогам, т.е. на таком театре условия бездорожья еще надо было поискать. После начала войны выяснилось, что дороги России были совершенно иными, нежели европейские. Практически полное отсутствие дорог с нормальным твердым покрытием, непролазная грязь и средневековые разбитые тележные колеи в глинистом месиве. Многие немецкие танки оказались несостоятельными в средневековых условиях.
В конце 1920-х, начале 1930-х годов немцы доставили свой тяжелый танк «Гросстрактор» (большой трактор) в Россию которая очень любила фашистов в то время, и с удовольствием помогала врагам испытывать их танк на российских просторах. Фашисты естественно воспользовались наработанным с помощью друзей опытом в 1941 г.
Кто у кого из друзей по борьбе с американским империализмом сдирал новейшие танковые технологии неизвестно. Однако известно, что в 1931 г, фирма «Крупп» уже располагала готовым проектом «Лехте трактор» (малый трактор), который был готов уже летом 1932 г. Танк носил название 1 LaS Krupp (впоследствии PzKpfw 1 Ausf. A). Корпус этого танка и башня были сварными. Сварными в то время никто танки не делал.
Никто кроме фашистов и русских. В начале 1930-х годов (удивительное совпадение) отечественный конструктор с немецкой фамилией П. Гротте создает танк ТГ. Танк Гротте удивительно смахивал на фашистский «Гросстрактор». Отмечается, что танк Гротте по заложенным в его конструкцию новшествам превосходил уровень мирового танкостроения того времени. Несмотря как отмечалось на: «…ряд технологических сложностей…», его производство намеривались развернуть на отечественных заводах??!!
Одна (кроме сварного корпуса и башни) …..технологическая трудность…заключалась в управлении танка маленьким таким штурвальцем с пневматическими сервоприводами!
Штурвальцами с сервоприводами как известно любили оснащать свои танки фашисты. Фашисты и русский конструктор с немецкой фамилией Гротте. Танк ТГ в серию не пошел в том числе и из-за сложности производства и обслуживания всяческих фашистских штурвальцев, а вот сварка корпусов и башен очень нам пригодилась. Следующий отечественным танком со сварным корпусом был выпущенный в 1933-1934 гг. танк Т-28 сконструированный конструктором со странной нерусской фамилией Цейц.
На следующих моделях своих легких танков фашисты применяли прогрессивный «безвальный» монтаж шестерен характеризующийся также исключительно малым количеством шестерен (одна шестерня на одну передачу) , уравнители скоростей вращения и опять же многочисленные сервомеханизмы.
В 1930-1931 гг, англичане разработали надежный плавающий танк «Виккерс-Карден-Лойд (А4), который развивал до 56 км/ч. На суше и до 9,5 км/ч на воде.
В 1929 г, японцы впервые в мире установили на танк Тип 89 «Оцу» японский дизельный двигатель мощностью 75 л.с. Танк «Оцу» участвовал в боевых действиях в Манжурии в 1931-1933 годах где мы и ознакомились с первыми в мире дизельными танками.
В 1932 г., англичане устанавливают на опытный танк А7 дизельные двигатели. В 1938 г, уже испытывался прототип серийного английского дизельного танка Мk II «Матильда».
В 1936 г, французы выпускают танк FCM 36 с дизельным двигателем «Берлие» представлявшим собой практически копию английского дизеля «Рикардо».
В 1935-1939 гг, польские конструкторы установили на свои легкие танки 7ТР дизельный двигатель «Заурер» мощностью 111 л.с.
На отечественные танки опытные дизели стали устанавливать не ранее 1938 г, при этом мощности 12-цилиндровых V-образных двигателей В-2 в разных модификациях и годах выпуска колебалась от 400 л.с до 600 л.с. Поскольку, разработку целиком собственной конструкции двигателя внутреннего сгорания мы выполнить были не в состоянии никогда за всю историю России остается вопрос с какого именно иностранного дизельного двигателя скопирован В-2? Или скопирован т.н. творчески? На роль прототипа отечественного дизеля В-2 на мой взгляд наиболее вероятно подходит английский танковый дизельный 12-цилиндровый V-образный двигатель «Паксман-Рикардо» с мощностью от 450 л.с до 600 л.с. устанавливаемый на опытный английский тяжелый танк TOG 1. Вообще известно, что английские дизельные двигатели «Рикардо» выпускались в весьма разных модификациях задолго до 1938 г. Интересно, что упомянутый английский танк TOG 1имел также и электрическую трансмиссию, впрочем такую трансмиссию имели многие образцы иностранных танков и самоходок в том числе и серийных.
Стоит отметить, что мощные дизельные двигатели были разработаны во многих странах, однако на танках практически не применялись, хотя, например немцы при проектировании танка PzKpfw V «Пантера» II планировали устанавливать на танк в том числе и дизель «Зиммеринг» Sla16 в 720 л.с. Опытный сверхтяжелый танк «Маус II» оснащался дизелем «Даймлер-Бенц МВ 517» в более чем 1000 л.с.
В 1932-1936 гг, американский конструктор Дж. У. Кристи изобретает безбашенный танк, впоследствии воплощенный в шведском безбашенном танке Strv-103 в 1961 г.
В 1931 г, французы впервые применяют на танке «Рено» D1 полностью литую башню.
В 1934-1935 гг. французы впервые применяют на танках «Рено-35» и «Гочкис-35» с литыми башнями также и литые части корпуса собираемые в целое на каркасе.
Отечественный танк с литыми башнями Т-100 был изготовлен только в 1939 г.
В конце 1930-х годов французы первые в мире начинают производить танк S-35 с полностью литыми башней и корпусом.
В 1934. г, англичане устанавливают на танк Mk I (А9) «Виккерс» гидравлический привод вращения башни.
Немцы в 1935 г, впервые оснастили легкий танк PzKpfw II Ausf. A автоматической 20-мм пушкой, впрочем такая идея у немцев впервые сформировалась еще во время первой мировой войны но не была воплощена до капитуляции Германии.
Первый отечественный танк Т-60 оснащенный автоматической пушкой кал. 20 мм появился только в 1941 г.
В 1937 г., англичане разрабатывают первый танк с гидропневматической подвеской Mk VII «Тетрарх».
Вторым танком с гидропневматической подвеской изменяющей клиренс от 0 до 600 мм по всей длине машины по хронологии был не доведенный до серийного производства американский танк Т95.
Впервые гидравлический стабилизатор танковой пушки применили французы на танке В1 в 1935 г.
Первым отечественным танком со стабилизатором линии прицеливания не пушки, а пушечного прицела был Т-26 в 1938 г.
В 1942 г, на американском танке Т9Е1 (будущий М22) стоял гироскопический стабилизатор танковой пушки в вертикальной плоскости.
На всех без исключений американских «Шерманах» М4 во время войны также стоял гироскопический стабилизатор положения пушки в вертикальной плоскости.
В нашей стране первый стабилизатор такого типа был срисован в начале 1950-х годов (танк Т-54А).
Получая американские танки по ленд-лизу русские танкисты просто ухмылялись в пшеничные усы. Эти дураки америкашки, делали внутри башен вентиляцию, и обшивали танки изнутри натуральной кожей, чтобы предохранить башку от ударов по броне. Нам такие излишества естественно были совершенно ни к чему. Кожу быстренько обдирали на кожаные галифе и кожаные плащи-куртки.
Вообще стоит отметить, что поставляемые нам бензиновые танки на нашем бензине не желали работать. Впрочем на нашем бензине не слишком охотно работали и отечественные моторы. Бензин надо чистить!
Американский истребитель танков «Хеллкэт» (Ведьма) с 76-мм пушкой М1А1 успешно боровшийся с «Тиграми» «Пантерами» в 1943-1944 гг, имел наивысшую для гусеничных танков скорость в 88 км/ч
Вентиляция боевого отделения стала применяться на французском танке АМХ-38 в 1938 г.
Вентилятор в башне стоял на немецких танках PzKpfw III, IV (Ausf.E) в 1939 г.
В России вентилятор в башне для вытяжки пушечных пороховых газов стал применяться только на Т-54 в 1947 г.
Впервые в мире прибор ночного видения на танке применили немцы на PzKpfw V (Ausf.F) «Пантера» в 1944 г.
Вторым по хронологии танком, оснащенным прибором ночного видения был американский (Т48) М48 «Паттон III» в 1952 г.
Первый ночной инфракрасный прицел устанавливался на американском танке М60 в 1959-1960 гг.
Первый отечественный прибор ночного видения получил наш танк Т-54Б в 1956 г.
Первая навигационная аппаратура была установлена на американском танке М60 в 1960 г.
Впервые установку крупнокалиберного зенитного пулемета на башне танка применили американцы, в нашей стране такое расположение крупнокалиберного пулемета было скопировано на танке ИС-2 только в 1944 г.
Первая полуавтоматическая пушка большого калибра (90 мм) была установлена на американском танке «Паттон М-46» в 1946 г.
Первая автоматическая система заряжания танковых пушек кал. 100 мм была реализована на французском танке AMX-50 в 1951 г
Первая автоматическая система заряжания танковых пушек была реализована на серийном французском танке AMX-13 в 1952 г, хотя опытный образец существовал уже в 1948 г. Сначала автоматически заряжаемые пушки имели калибр 75 мм, затем 90 мм. Существовали модификации такого танка с автоматически заряжаемой пушкой кал. 105 мм. Скорострельность всех типов пушек этого танка 12 выстр./мин.
Первая автоматическая система заряжания танковой пушки в произвольном положении была разработана для опытного швейцарского танка NKPz недооцененного специалистами в начале 1980-х годов.
Первый отечественный автомат заряжания танковой пушки был установлен на танке Т-64 в 1964-1967 гг.
Впервые в мире удаление остатков пороховых газов из ствола танковой пушки после выстрела с помощью вентилятора применили французы в 1940 г. на танках B1 bis. На этом же танке водитель управлял им с помощью рулевого колеса с гидроусилителем.
Могутные рулежные рычаги, но все же с хитрыми иностранными гидроусилителем были впервые введены на отечественном танке Т-55 только в 1961 г.
В 1945 г, опытная САУ ИСУ-130 с 130 мм морской пушкой проходила испытания, при этом пушка снабжалась системой продувки ствола пушки от баллонов со сжатым воздухом.
Впервые эжектор на танковой пушке использовался в американском танке М46 «Паттон»» в 1946-1948 гг.
В России пушку впервые снабдили эжектором на СУ-122/54, в 1949 г.
На американском танке «Патон М-48» впервые в 1952 г, была введена лейнерная система замены ствола пушки в полевых условиях.
На этом же танке внутреннюю поверхность траков гусениц впервые стали покрывать резиной. Пробег таких гусениц превышал 5000 км.
Прототип баллистического вычислителя в вертикальной плоскости механического типа, применялся на американском танке (Т48) М48 «Паттон III» в 1952 г.
Первый баллистический вычислитель величины упреждения при стрельбе устанавливался на швейцарском танке Pz58 в 1957-1958 гг.
Первая в мире система стабилизации танковой пушки в двух плоскостях была установлена на английском танке «Центурион» Mk 3 в 1945-1947 гг. Впервые танковая пушка кал. 83,8 мм с высокой скоростью снаряда поучила возможность прицельной стрельбы с ходу. Вторая по хронологии система двухплоскостной стабилизации была установлена на американском танке М41А1 «Уокер Бульдог», в 1954 г.
Первая отечественная система двухплоскостной стабилизации СТП-2 была установлена на танк Т-54Б только в 1956 г, система «Гром» была установлена в танке Т-10Б в 1957 г, в том же году система «Гроза» была установлена на опытный танк «объект 277» и «объект 279», вскоре двухплоскостная система стабилизации «Ливень» была установлена на модернизируемый Т-10. На Т-54М была установлена система «Циклон-М». Чехарда с названиями систем стабилизации говорит по-видимому только о их неотработанности. В то же время в отечественной литературе указано, что: «…впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения на танке Т-62, ( который был впервые публично показан на параде 1 мая 1965 г.) установлена стабилизированная в двух плоскостях 115 мм гладкоствольная пушка….???). Впервые гладкоствольная или впервые стабилизированная в двух плоскостях?
Речь видимо идет о первой в мире гладкоствольной танковой пушке кал. 115 мм. установленной на отечественном танке Т-62 в 1965 г.
Первая в мире система противопожарного оборудования была установлена также на английском танке «Центурион» Mk 3 в 1945-1947 гг.
Отечественная система пожаротушения впервые установлена на ИС-4 в 1946-1947 г.
На английском танке «Центурион» Mk 10 впервые в 1958 г, была установлена пушка L7 кал. 105 мм, использующая боеприпасы со сгораемыми гильзами. В этой же пушке впервые для ускорения смены ствола в полевых условиях был использован ствол соединяемый с казенником секторной резьбой.
Эта же пушка впервые использовала бронебойный подкалиберный снаряд с отделяемым поддоном, имеющим начальную скорость 1415-1470 м/с. Скорострельность пушки L7 достигала 12 выстр./мин.
Представители фирмы «Виккерс» в 1965-1966 гг, подчеркивали, что танк «Виккерс» Mk 1 снабженный пушкой серии L7 в ходе испытаний поражал 10 целей, расположенных на дистанции 600-1000 м, за 55 секунд.
В России подобную пушку с частично сгораемыми гильзами содрали только в 1964 г (пушка Д-68 кал.115 мм), а пушку со сменяемым лейнером ствола содрали только в 1985 г, на танке Т-72Б.
В 1962 г. появился первый американский танк «Шеридан М551» снабженный пушкой-пусковой ракетной установкой кал. 152 мм. Пушка «Шеридана М551» М81, также использовала сгораемую гильзу с несгораемым поддоном.
В России подобные пушки появились только на танке Т-64Б (В) в 1976 г.
Газовая силовая турбина (ГТД) впервые в мире установлена на шведском танке Strv-103 в 1961 г.
Этот же шведский танк имел второй по дате введения автомат заряжания пушки на Западе. Шведский танк должен был использовать ГТД не в качестве основной, а в качестве дополнительной силовой установки применяемой при движении танка в сложных условиях, однако в связи с недостаточной мощностью основного дизельного двигателя мощностью в 240 л.с. ГТД «Боинг» в 500 л.с. достаточно часто работает в качестве именно основного силового агрегата.
Вообще же устанавливать газовые турбины на танки придумали в США и уже с середины 1950-х годов, делали такие попытки, например, пытались устанавливать на опытный танк Т96 газовую турбину в 1100 л.с., однако быстро убедившись в громадном топливопотреблении еще несовершенных в то время турбин переключились на дизельные двигатели.
Первый газотурбинный двигатель на серийном танке был применен в отечественном танке Т-80 в 1976 г.
Стоит отметить, что прототип американского танка М1 «Абрамс» ХМ1 разработка которого началась в 1970-1973 гг, был уже испытан в 1976 г, при этом он уже был оснащен ГТД. Однако в серию танк М1 «Абрамс» пошел не ранее 1980 г.
ГТД Т-80 и М1 достаточно похожи, однако чехарда с модернизациями нашего ГТД мощностью от 1000 л.с. до 1250 л.с. попытками заменить его дизельным двигателем в Т-80УД и неизменный «Лайкоминг Текстрон» AGT-1500 мощностью в 1500 л.с. позволяют предполагать какой из двигателей действительно первичен, а какой только вторичен.
Я думаю, что в вечных и притом безуспешных попытках допрыгнуть и перепрыгнуть через Америку мы просто по быстрому слепили достаточно сырую ГТД содранную с американской чтобы переплюнуть США по срокам нововведения. Мы так делали всегда, невзирая на обязательные последующие разочарования
В 1958-1959 гг, на один из вариантов отечественного опытного танка «объект 277» также собирались поставить ГТД, однако такой танк так и не был построен в те годы.
В 1963 г., был изготовлен прототип, а в 1966 г., началось серийное производство английских танков «Виккерс Mk-1» с двухтактной 6-ти цилиндровой 12-ти поршневой дизельной силовой установкой «Лейланд»с встречно движущимися поршнями мощностью в 720 л.с. Вообще же именно двухтактные дизели впервые на танках применяли еще японцы в 1933 г.
Отечественный танк Т-64 оборудованный аналогичной силовой установкой (двигатель 5ТДФ-700 л.с.) был принят на вооружение только в 1967 г, а первая модель такого танка появилась в 1964 г.
Отечественный танк Т-64БМ в 1983 г, стал оснащаться именно двухтактным 6-ти цилиндровым дизелем 6ТД.
Танки второго поколения впервые были разработаны, и введены в войска на Западе М60А1 (США), «Леопард-1» (ФРГ), «Чифтен» (Великобритания), АМХ-30 (Франция), и только затем как обычно в России (Т-64, Т-72).
Разнесенное многослойное бронирование было впервые применено на немецком танке «Леопард-2» в 1971 г.
Многослойная броня типа «чобхэм» впервые была реализована на английском танке «Шир-2» выпускаемого для Ирака в 1979 г.
В России впервые многослойная броня была применена на Т-55АМ в 1983 г.
Механический центробежный наддув на дизельном двигателе был применен на отечественном танке ИС-4 в 1946-1947 гг. гг.
Бензиновый двигатель «Майбах» HL-230 в 1000 л.с. с механическим наддувом и непосредственным впрыском топлива устанавливался на французском опытном АМХ-50 «Сен-Шамон» в 1951 г., а на американском опытном танке Т96 и серийном танке «Паттон III М48А2» в 1954-1956 гг.
Турбонаддув на танковых дизельных двигателях впервые применялся, на прототипе американского танка М60 в 1957 г.
Первый отечественный танк с дизельным двигателем с турбонаддувом был Т-64Б в 1983 г.
Многотопливные дизели устанавливались на иностранные танки уже в 1961 г, немецкий МВ 838 Са-М500 в 830 л.с. на прототип танка «Леопарда-1» и в 1963 г, «Испано-Сюиза» в 720 л.с. на французский танк АМХ-63.
Первый отечественный многотопливный дизельный двигатель появился на танке Т-64 в 1964-1967 гг.
Первый электронный баллистический вычислитель устанавливался на швейцарский танк Pz68 в 1968 г.
Второй по хронологии электронный баллистический вычислитель установлен на американском танке М60А2 в 1972-1974 гг.
Первый лазерный дальномер установлен на американском танке М5511А1 «Шеридан» в 1971 г. По иным данным на шведском танке lkv-91 в 1970-1972 гг.
Первый отечественный лазерный дальномер и баллистический вычислитель установлен на танке Т- 72А в 1979 г.
Первый тепловизионный прицел установлен на американском танке М1 «Абрамс» в 1980 г. Первая броня с включениями обедненного урана устанавливалась на американский танк М1А1 «Абрамс» в 1988 г.
Первый русский танк разработан на основе французского танка «Рено ФТ-17».
Второй русский танк (не считая неудачного танка МС целиком отечественной разработки) Т-26, разработан на базе закупленного в Англии английского танка «Виккерс 6-тонный».
Танк Т-26 всех модификаций был выпущен в количестве 11200 шт.
В 1932 г, на основе закупленного в Англии плавающего танка «Виккерс-Карден-Лойд (А4), мы построили опытный плавающий танк Т-33 практически не отличающийся от английского оригинала, а затем и серийный плавающий танк Т-37А, Т-38.
В 1932 г американский «летающий танк» М1932 Кристи был тайно вывезен из США, и на его базе создан танк БТ-32, а затем и знаменитый Т-34.
Естественно отечественные инженеры внесли немало усовершенствований в предмет инженерного искусства называемый танк, однако стоит знать, что на общее развитие цивилизации эти наши усовершенствования никак не повлияли. В момент нападения Германии на Россию в 1941 г, немцы имели 5639 танков размазанных по всей Европе и Африке, а Россия 22600 танков на своей территории. Однако чуда разгрома малочисленных в сравнении с нами немецких танковых клиньев не произошло. В 1942 году Германия выпустила 6200 танков, а Россия 24446 танков, однако чуда снова не произошло. Чудо победы случилось только после того как Германия увязшая в войне против всего мира исчерпала свои материальные и людские ресурсы. Технические характеристики танков Т-34 к этому объективному чисто экономическому явлению не имели никакого отношения. Самый результативные немецкие танкисты-ассы гауптштурмфюрер Виттман и лейтенант Белтер воевали на «Тиграх». Вдвоем они уничтожили 144 танка противника.
Заключение.
Как и при создании любого предмета техники в нашей стране, имеющего военное предназначение, (а других предметов мы просто никогда и не создавали) над созданием такового предмета трудился практически весь народ, десятки, сотни и тысячи государственных организаций, расходовались гигантские средства, в результате чего страна и оказалась на последних ролях в мире по благосостоянию граждан, уровню жизни, и главное качестве жизни и ее средней продолжительности. Несмотря на конечную бессмысленность громадных затрат нашей страны в погоне за коммунизмой стоит отметить, что в конце 1940-х начале 1950-х годов в коммунистической России был спроектирован и создан танк (ИС-7), по боевым характеристикам (не считая оснащенности электронными боевыми системами) практически мало уступающий современным основным танкам, и превосходящий по характеристикам тяжелые танки основных мировых держав того времени. Жозеф Яковлевич Котин был действительный русский танковый гений, но к большому моему сожалению так сказать не вполне русский…впрочем, в точности с законом 10-ти величин.
К сожалению как я писал ранее, именно с этого момента (1940-х годов) и началось наше основное технологическое отставание от стран Запада и просвещенного Востока. Оценивая историю создании танков я бесспорно могу увидеть лишь одно наше вполне инновационное дополнение к этой истории и еще одно инновационное не вполне. Это действительное первое введение гладкоствольных танковых пушек, и только в некоторой мере автоматов заряжания танковых пушек.
Правда опять же стоит отметить, что преимущества гладкоствольных пушек над нарезными пушками, достаточно спорное и решение этого вопроса по сей день не определено окончательно.
Рассмотрев фото танка «Черный орел» я лично не увидел в нем каких бы то нибыло видимых инноваций. Рекламируемая удельная мощность в 30 л.с./т, и уверения в сверхдинамических характеристиках лично меня не убеждают поскольку иностранный танк с максимальными динамическими характеристиками имел удельную мощность всего в 23,5 л.с./т. Кроме того, мне ничего неизвестно о системах управления огнем «Черного орла» и его цене. Зато я точно знаю, что стоимость совершенно неконкурентоспособных наших товаров неуклонно приближается (и по многим позициям уже превышает) к стоимости совершенно инновационных товаров Запада и просвещенного Востока. Судя по такой динамике наших экономических показателей русской армии совершенно не грозит появление «Черного орла» на реальном вооружении. Как обычно все ограничится производством на экспорт или выставочным образцом для показухи.
Некоторые данные по танковым орудиям:
88 мм -71 кал с 1000 м 193 мм броню.
Немецкая 128 мм пушка Pak44L/55 поражала американские танки М4 «Шерман» с броней от 75мм до 100 мм с дистанции более 2500 м.
Пушка Д-25 кал. 122 мм с 1500 м 85 мм броню.
Пушка Д-10С кал. 100 мм с 2000 м 139 мм броню.
Пушка Д-5-С85 (Д-5С, Д-5Т) не удалась и применялась на малом количестве танков и самоходных орудий.
Английская 42-мм танковая пушка ничуть не уступала нашей 45-мм по бронепробиваемости.
Американская 37 мм танковая пушка также не уступала нашей 45-мм по бронепробиваемости.
Американская 75-мм танковая пушка М6 успешно поражая все ранние типы немецких танков не смогла справиться с броней «Тигров» и «Пантер», не могла справиться, так же как и русская танковая пушка кал. 76,2-мм. Тогда американцы разрабатывают новую пушку М1А1 калибра аж 76,2-мм. Т.е. на 1,2 мм больше. Интересно, что новая пушка гроза «Тигров» была разработана на базе старинной пушки М7 образца 1918 г. Эта новая-старинная пушка в отличие от нашей то-го же калибра уже прекрасно справляется с «Тиграми» и «Пантерами».
В настоящее время американские пушки высокой баллистики ARES кал. 75 мм, и 76,2 мм М32 по бронепробиваемости практически не уступают бронебойному снаряду М735 кал. 105 мм.
Немецкая 120-мм гладкоствольная пушка со стволом длиной 44 калибра имеет начальную скорость подкалиберного снаряда в 1630 м/с.
Французская 120-мм гладкоствольная пушка со стволом длиной в 52 калибра имеет начальную скорость подкалиберного снаряда 1750 м/с.
Максимальная скорость переброса нарезной пушки L11А5 кал. 120 мм, при стрельбе с ходу 22? в секунду.
Разрабатывается 140-мм гладкоствольная американская танковая пушка ХМ291, масса которой на 90 кг менее чем масса гладкоствольной 120-мм пушки Rh-120 при вдвое большей дульной энергии т.е. около 20 МДж.
Дополнения следуют, поскольку вышеприведенное есть просто короткая выжимка из внимательно прочитанной «Энциклопедии танков» слывущей среди просвещенных танкистских кругов просто «мурзилкой» состоящей из 574 стр, информацией о 370 гусеничных боевых машин мира, 759 архивных фотографий, 500 проекций и схем, а также 257 таблиц ТТХ. По моему же личному мнению эта «мурзилка» по танкам примерно соответствует «мурзилке» по огнестрельному оружию А.Б. Жука, которую также надо прочесть внимательно один раз чтобы во всем разобраться.