http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/5a9/06-pre.jpg

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/06-0.jpg

Cоветская танкетка Т23. Боевая масса - 3,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - не установлено. толщина брони - 6–10 мм. Двигатель - 40 л, с. Скорость по шоссе - 35 км/ч.

Окончилась первая мировая война. На полях ее сражений были использованы легкие, средние и тяжелые танки. И все-таки некоторым специалистам казалось, что всего этого разнообразия мало. Полковник Ж. Этьенн и английский майор Дж. Мартель еще в 1915 году мечтали о "роях бронированных застрельщиков". Эту идею после войны возродил известный военный теоретик Дж. Фуллер. Он считал, что нужно иметь множество легких и дешевых в производстве бронированных машин, рассчитанных на одного-двух человек.

Первый подобный проект разработал в нашей стране в 1919 году инженер Максимов. Конструктор стремился создать простую и дешевую боевую машину. Он назвал ее "Щитоноска". Единственный член экипажа "Щитоноски" размещался в ней... лежа что позволяло получить предельно малую высоту машины. Но, само собой разумеется, в таком крайне неудобном положении водитель танкетки не мог одновременно управлять ею и стрелять из пулемета, он даже не мог наблюдать за полем боя. А чуть позже в британское военное ведомство обратился Мартель со своим проектом сверхлегкого танка для одного человека. Получив отказ, он в 1924 году приступает к строительству его в своем гараже.

Конструированием мини-танка занялись также капитаны В. Лойд и Дж. Карден в мастерской, принадлежавшей Кардену.

Усилия Мартеля увенчались успехом: в 1925 году он демонстрирует представителям военного министерства своего рода гибрид между автомобилем и танком. Машина понравилась, и автомобильные фирмы "Моррис" и "Кроссли" повели дальнейшую разработку идеи Мартеля. Министерство заинтересовалось также работой Кардена и Лойда и поручило заводу "Виккерс-Армстронг" предоставить им свою техническую базу. Так была построена целая серия одноместных и двухместных танкеток - как стали называть эти сверхмалые танки ("танкетка" - французское уменьшительное от английского слова "танк"). В ходе испытаний выяснилось, что один человек не может справиться с функциями водителя, наблюдателя и стрелка. От идеи одноместной танкетки отказались. Последняя модель ее - "Карден-Лойд" Мк-VI (конец 1928 г.) - стала одновременно и одной из самых известных и одной из самых критикуемых машин в мировом танкостроении. Ее приняла на вооружение английская армия, но ввиду слабости броневой защиты танкетка эта применялась ограниченно - в качестве легкого артиллерийского тягача. Кроме того, она послужила базой для опытных самоходных установок 47-мм пушки и 94-мм миномета.

Танкетка Мк-VI была надежной машиной предельно простой конструкции. Двигатель в асбестовой изоляции размещался в середине корпуса, между местами водителя и стрелка, что позволило уменьшить длину машины, сохраняя достаточно большую ширину, и тем самым повысить ее маневренность. Она имела планетарную коробку передач и автомобильный дифференциал в качестве механизма поворота. Поддерживающих роликов не было - верхняя ветвь гусеницы скользила по желобу. Пулемет с водяным охлаждением системы Виккерс помещался в съемной установке, мог быть легко снят с машины и установлен для стрельбы на треноге, которую возили на крыше. Ввиду отсутствия башни высота танкетки была невелика.

Низкое расположение центра тяжести предотвращало опрокидывание ее на крутых склонах.

Танкетку Мк-VI ввиду явных тактических недостатков (прежде всего из-за отсутствия башни, что не позволяло достаточно эффективно использовать вооружение) сняли с производства уже через год.

В конце 20-х годов в капиталистическом мире разразился экономический кризис. Английское правительство не могло выделять крупные средства на содержание и вооружение армии. С другой стороны, английская военная промышленность нуждалась в рынках сбыта своей продукции. Танкетке требовалось создать рекламу. Ведь именно эта дешевая и простая в производстве машина в годы финансовых затруднений обещала удовлетворить запросы теоретиков механизированной войны. Для колониальных держав она была просто находкой. Тогда же страницы журналов и газет обошла фотография лошади и танкетки, стоявших рядом. Смотрите, мол, как невелик современный бронированный "конь", дешев, надежен в любых условиях и требует минимального ухода. Возможно, реклама сыграла свою роль: танкетки Мк-VI закупили 16 стран, а Италия, Польша, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензию на ее производство. Для нужд английской армии было построено 325 танкеток и более сотни на экспорт. 5 танкеток купила Боливия и применила их в войне с Парагваем (1932- 1935 гг.). Саудовская Аравия использовала такие танкетки в многочисленных пограничных инцидентах с Йеменом. Первые же боевые столкновения показали уязвимость танкеток даже для стрелкового оружия. Несостоятельной оказалась концепция использования танкеток как механизированной брони пехоты. Но этим увлечением в 20-х и в начале 30-х годов "переболели" почти все армии мира.

В конце 20-х годов советские конструкторы, уже имевшие некоторый опыт строительства танков, создали несколько экспериментальных образцов танкеток. В то время считали, что Красная Армия нуждается в легкой многоцелевой бронированной машине - для разведки, охранения, осуществления связи и сопровождения танковых частей.

Главное конструкторское бюро Орудийно-Арсенального треста разработало танкетку Т17 ("Лилипут"). В сентябре 1927 года строительство ее поручили заводу в Ленинграде. Танкетка была задумана в двух вариантах: пулеметном и пушечном. Специально для нее сконструировали двигатель воздушного охлаждения, трансмиссию и резино-металлическую гусеницу. Несколько позже по типу танка МС1 разработали двухместную танкетку Т23, представлявшую собой как бы его облегченный вариант. Постоянного вооружения на ней не было; она могла служить как пулеметовоз или легкий бронетранспортер.

В 1929-1931 годах выпущено несколько машин Т17 и Т23, во в серийное производство они так и не пошли.

Не отставали от других и конструкторы Франции и США. С 1921 по 1928 год уже известная нам фирма "Сен-Шамон" создала четыре экспериментальных образца одно- и двухместных колесно-гусеничных танкеток. Для одного человека предназначалась и американская танкетка Т1 фирмы "Каннингем" (1928 г.). Но все эти разработки так и не. вышли из стадии эксперимента.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/06-1.jpg

Рис. 15. Английская танкетка Мартеля. Боевая масса - 2,2 т. Экипаж - 1-2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 8-10 мм. Двигатель - 16 л. с. Скорость по шоссе - 25 км/ч.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/06-2.jpg

Рис. 16. Советская танкетка Т17 ("Лилипут"). Боевая масса - 2,4 т. Экипаж - 1 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 7-14 мм. Двигатель - 18 л. с. Скорость по шоссе - 16 км/ч.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/06-3.jpg

Рис. 17. Английская танкетка "Карден-лойд" Мк-VI. Боевая масса - 1,4 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 9 мм лоб, 6 мм борта корпуса. Двигатель - "Форд"Т 22,5 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.