Russian Meat Legion [RML]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russian Meat Legion [RML] » Исторический раздел » Всё о "T-34"


Всё о "T-34"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Т-34

http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/566/t5_pre.jpg

Испытав на себе мощь нашей "тридцатьчетверки", они высказывались на редкость единодушно.

"Их Т-34 был лучшим в мире" (генерал-фельдмаршал Клейст).

"...Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны" (генерал фон Меллентин).

"Этот танк неблагоприятно повлиял на боевой дух германской пехоты" (генерал Блюментритт).

"Т-34, бесспорно, был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с высокой неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты" (западногерманский журнал "3ольдат унд техник", 1965 г.).

"Т-34.превосходил все другие типы танков. Форма корпуса - идеальная, послужившая образцом для многих позднейших танков. Отличная проходимость" (западногерманский танковый эксперт Зенгер-унд-Эттерлин).

Вот мнение наших бывших союзников - военных экспертов США: "Выдающимися особенностями Т-34 являются: низкий силуэт, простота конструкции, малая величина среднего удельного давления на грунт. Большие углы наклона брони определяют блестящие баллистические характеристики".

Но достаточно цитат.

Главный конструктор танка Т-34 - Михаил Ильич Кошкин. Окончил Ленинградский технологический институт в 1934 году. Еще студентом он участвовал в создании колесно-гусеничного танка Т-29. В 1936 году возглавил конструкторское бюро, которое в октябре 1937 года начало работы над колесно-гусеничным танком А-20. Основываясь на своем опыте по проектированию средних танков типа Т-29, Кошкин выступил против сложной в эксплуатации и изготовлении колесно-гусеничной машины. Он настаивал на создании чисто гусеничного танка - более простая конструкция позволяла резко форсировать выпуск броневых машин.

Проект такого танка был готов летом 1938 года. В августе Главный Военный Совет, рассмотрев проекты колесно-гусеничных машин, принял решение о строительстве среднего танка с гусеничным движителем (Т-32). Параллельно шли работы и по А-20.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/t5_1.jpg

Сравнительные испытания танков А-20 и Т-32 (1939 год) выявили хорошие скоростные данные машин; их высокую надежность. В числе преимуществ Т-32 оказалась простота конструкции, допускавшая выпуск танка на машиностроительных заводах и дальнейшее развитие модели. Технические особенности ходовой части А-20 не позволяли провести модернизацию, связанную с утяжелением машины.

В результате испытаний и было составлено задание на проектирование среднего танка Т-34. Боевой опыт, приобретенный танкистами зимой 1939/40 года, показал полное превосходство чисто гусеничных машин в условиях бездорожья, а также в отношении удобства обслуживания и ремонта. Вместе с тем стало очевидным: 45-мм пушка и противопульная броня на основных, массовых танках уже не соответствуют требованиям современной войны. Именно по этим причинам 19 декабря 1939 года, еще до выпуска опытных образцов, запланировали серийное производство танков Т-34 на 1940 год.

Ближайшими помощниками Кошкина назначены А. Морозов, отвечавший за проектирование трансмиссии, Н. Кучеренко и М. Таршинов, занимавшиеся, корпусом. Морозов работал в конструкторских бюро с 1929 года и принимал участие в создании многих боевых машин.

Первые два Т-34 вышли из заводских ворот в начале 1940 года и прошли очень суровый испытательный пробег в феврале-марте 1940 года (по маршруту Харьков-Москва) в дождь, снег и распутицу. Кошкин, лично участвовавший в пробеге, простудился и тяжело заболел - сказалось утомление от многолетнего напряженного труда. И в сентябре 1940 года в возрасте 42 лет Кошкин скончался. В 1942 году он посмертно удостоен Государственной премии первой степени вместе с Морозовым и Кучеренко. Дело главного конструктора продолжил А. Морозов (впоследствии Герой Социалистического Труда).

Модернизацию танка в 1942 году провели инженеры Я. Баран и А. Шпайхлер, а разработку улучшенной модели Т-34/85 возглавил В. Крылов.

В июне 1940 года с конвейера сошли первые серийные танки Т-34. До конца года их было выпущено 115, а в первом полугодии 1941-го 1110. К памятному 22 июня 1941 года пограничные военные округа располагали 967 Т-34.

С началом войны пришлось перебазировать танковую промышленность на Урал. Все-таки производство танков росло (во втором полугодии с конвейера сошло 1853 Т-34).

"Тридцатьчетверка" образца 1940 года весила 26,5 т, несла 76,2-миллиметровую пушку и 2 пулемета, ее экипаж состоял из 4 человек. Толщина брони корпуса и башни (листы сделали наклонными для увеличения снарядостойкости) составляла 40-45 мм. Большим преимуществом Т-34 был дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с., обеспечивавший скорость 50 км/час по шоссе.

По сравнению с карбюраторными моторами дизель расходует меньше топлива - это ведет к увеличению запаса хода танков. Дешевое дизельное топливо к тому же менее опасно в пожарном .отношении (интересно, что на подавляющем большинстве танков других воюющих стран стояли бензиновые двигатели; немцы так и не смогли создать надежный дизельный мотор).

От немецкого танка Т-III 1941 года Т-34 отличался высокой подвижностью и проходимостью, большим запасом хода.

По вооружению и броне Т-34 был вне конкуренции. 37-миллиметровая пушка немецкой машины не представляла опасности для Т-34, в то время как 76-миллиметровый снаряд "тридцатьчетверки" пробивал броню Т-III на всех дистанциях прицельного огня. На удалении цели в один километр бронебойный снаряд пробивал вертикальные листы толщиной 50-60 мм немецких танков. Больше того, фугасные снаряды такого калибра проламывали хрупкую германскую броню высокой твердости. Не помогло врагу навешивание броневых экранов. Еще больше советский танк превосходил Т-IV, короткоствольное 75-миллиметровое орудие которого не годилось для борьбы с Т-34.

Превосходство Т-34 и КВ заставило немецкое командование разработать и ввести на вооружение новые типы машин. А такая мера, как известно, ведет к временному сокращению выпуска техники.

Танк Т-34 выдержал все испытания. Он оказался настолько удачным, что перед Советскими Вооруженными Силами не вставал вопрос о замене основного танка. Т-34 претерпел лишь ряд модернизаций и улучшений.

В 1942 году вместо сварной или литой башни сложной конфигурации на танке установили литую шестигранную. Конструкторы упростили соединения броневых деталей, увеличили емкость топливных баков. Зимой 1942/43 года заводы перешли на новую технологию - сварка брони велась под флюсом. Это упрочнило корпус. Двигатель получил улучшенную систему очистки воздуха, а силовая установка - пятиступенчатую коробку передач. Вес танка возрос до 31 т.

В декабре 1943 года начался массовый выпуск нового варианта "тридцатьчетверки" - Т-34/85, а весной 1944 года первые машины поступили в гвардейские танковые части.

Вес Т-34/85 составлял 32 т. Танк нес мощную 85-миллиметровую пушку и 2 пулемета. Увеличились размеры башни, толщину ее лобовой брони конструкторы довели до 90 мм, боковой - до 75 мм. Запас горючего позволял машине пройти 420 км по шоссе и 320 по проселочной дороге. С этим танком Советская Армия завершила разгром фашистских захватчиков.

Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка. Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении многих лет. Ветеран претерпел лишь незначительную модернизацию вооружения.

Немного найдется образцов оружия, которые снискали столь большое удивление врагов и уважение друзей. Можно смело сказать: танк Т-34 поистине символ мощи советской военной техники.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1970/t5_.jpg

0

2

Танк победы

http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/ce3/01_pre.jpg

"Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во время второй мировой войны, - писал английский историк Д. Орджилл, - ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34". Действительно, наша тридцатьчетверка, превосходившая, как говорят военные, технику противника по комплексу боевых характеристик, уже в июньских боях 1941 года показала полное преимущество перед танками вермахта. Т-34 выходил победителем в схватках с вражескими танками, оставаясь неуязвимым для их снарядов. Вспоминая сражения тех времен, генерал-лейтенант Н. К. Попель писал: "Немцы пристрелялись, и прямо в лоб переправлявшемуся танку врезается снаряд. Солнцу не затмить красноватых искр. А танк как ни в чем не бывало сворачивает направо и направляется в нашу сторону".

"Наши противотанковые средства могли успешно действовать против Т-34 только при особо благоприятных условиях..." - свидетельствовал генерал-полковник вермахта Г. Гудериан.

Да, советским инженерам, пожалуй, впервые в мире удалось создать боевую машину, отвечающую самым различным, порой противоречивым требованиям. И это было далеко не случайно.

Поставив задачу создать средний танк, обладающий противоснарядным бронированием, конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, М. И. Таршинов и другие сразу отказались от многобашенной схемы. Ведь машина с оружием, размещенным в нескольких точках, прикрытая усиленной до 60 мм броней, оказалась бы перетяжеленной и сложной в производстве и эксплуатации. Новый танк должен был воплотить все лучшее, современное, что могла только дать техника конца 30-х годов.

Так, тридцатьчетверка получила 76-мм пушку со стволом длиной 30,5 калибра, снаряд которой обладал начальной скоростью 635 м/с. Такой артсистемы в те годы не имел ни один танк мира. Корпус, собранный из 45-мм бронелистов, установленных под рациональным углом наклона, обладал повышенной стойкостью - вот почему вражеские снаряды оставляли на нем только вмятины или рикошетировали. Дизель В-2 мощностью 500 л. с., разработанный К. Ф. Челпаном, И. Я. Трашутиным, Я. Б. Вихманом и другими, оказался лучшим танковым двигателем второй мировой войны. Эти и другие новшества превратили Т-34 не просто в очередную модель гусеничной боевой машины, но в нечто принципиально новое, ознаменовавшее качественный скачок в мировом танкостроении.

Непревзойденные качества тридцатьчетверки выявились уже во время пробега двух ее первых экземпляров в феврале - марте 1940 года из Харькова в Москву, сквозь стужу и слякоть. Машины продемонстрировали членам правительства, которые санкционировали серийное производство.

Немецкие Т-III и Т-IV уступали Т-34 в бронировании, вооружении и проходимости. Английская "Матильда", оснащенная всего 40-мм пушкой, была по сравнению с ним тихоходом. Французский С-35 был недостаточно защищен.

Т-34 непрерывно совершенствовался в процессе производства. Директор одного из заводов, Ю. Е. Максарев, однажды заметил, что в конструкцию тридцатьчетверки ежегодно вносилось до 3500 улучшений.

Так, уже в 1941 году танк оснастили 76-мм пушкой образца 1940 года с удлиненным стволом, что позволило увеличить начальную скорость снаряда до 662 м/с. Такие снаряды пробивали 60-мм броню боевых машин противника на дистанции 1000 м. Внедрение литой башни позволило упростить технологию и увеличить выпуск военной техники.

В следующем году на Т-34 появились гусеницы с увеличенными траками, что заметно улучшило и без того хорошую проходимость, и несколько удлиненная башня. На ее крыше вместо одного разместили два люка - для командира и заряжающего, а со стен для увеличения прочности убрали смотровые приборы и лючки, через которые экипаж мог вести огонь из пистолетов. Одновременно боекомплект увеличили с 77 до 100 снарядов. Дополнительные топливные баки позволили увеличить запас хода по шоссе до 465 км, а внедрение пятискоростной коробки передач значительно улучшило тяговые качества двигателя.

С 1943 года на Т-34 устанавливается шестигранная башня, увенчанная командирской башенкой с пятью смотровыми приборами. Это улучшило условия наблюдения за обстановкой на поле боя. Несмотря на то что после очередной модернизации масса машины возросла до 31 т (тридцатьчетверка образца 1940 года весила 26,3 т), на ходовых качествах это практически не сказалось. Одновременно в части действующей армии начали поступать ОТ-34: те же Т-34, только у них вместо курсового пулемета стоял огнемет.

...Запустив тридцатьчетверку в серию еще до войны, А. А. Морозов приступил к проектированию улучшенного танка Т-34М, двигатель которого располагался не вдоль, а поперек корпуса. К середине 1943 года Т-43 (такое обозначение получила новая машина) представили на испытания. Этот 34-тонный танк обладал усиленной защитой - толщина бронелистов корпуса составляла 75 мм, а башни - 90 мм. Правда, в скорости Т-43 несколько уступал предшественнику, что и помешало "сорок третьему" пойти в серию. Да и конструкторы уже подумывали об оснащении нашего основного среднего танка более мощным артиллерийским вооружением.

Поэтому появление в битве на Курской дуге "тигров" и "пантер" (форма корпуса которых была заимствована у Т-34) не застало советских инженеров врасплох. В войска начал поступать Т-34 с утолщенной башней, в которой находилась 85-мм пушка. Ее снаряды массой 9,2 кг, обладавшие начальной скоростью уже 792 м/с, прошивали насквозь 100-мм бортовую броню нацистских танков. А в августе 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме новые тридцатьчетверки 53-й гвардейской танковой бригады выбили 39 тяжелых "королевских тигров"!

Тем временем А. А. Морозов приступил к работе над наследником Т-34, средним танком Т-44, в котором был воплощен опыт Великой Отечественной войны. Он положил начало большому семейству советских .средних танков, поступивших на вооружение Советской Армии в послевоенные годы.

...В наши дни на местах былых сражений, у ворот заводов, выпускавших боевую технику, на площадках мемориальных комплексов застыли знаменитые тридцатьчетверки и самоходные артиллерийские установки, созданные на базе прославленного танка. "Не было лучшей боевой машины ни в одной армии, - говорил о Т-34 Маршал Советского Союза И. С. Конев. - Ни один танк не мог идти с ней в сравнение: ни американский, ни английский, ни немецкий. Как мы благодарны были за нее нашим уральским и сибирским рабочим, техникам, инженерам!"

    Тридцать четверка

Танк Т-34 образца 1943 года
Боевая масса      31 т
Вооружение        76,2-мм пушка, два 7,62-мм пулемета
Бронирование     лоб, борт, башня - 45 мм
Скорость            55 км/ч
Запас хода          430 км
Экипаж               4 человека

Танк Т-34 образца 1944 года
Боевая масса       32 т
Вооружение         85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета
Бронирование      лоб и борт - 45 мм, башня - 90 мм
Скорость             55 км/ч
Запас хода          420 км
Экипаж               5 человек

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/is/1985/01.jpg

0

3

Знаменитая тридцатьчетверка

http://www.technicamolodezhi.ru/upload/iblock/361/25-pre.jpg

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/25-0.jpg

Советский танк Т-34-85. Боевая масса - 32 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 45 мм, башня - 90 мм. Двигатель - дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость - 55 км/ч. Запас хода - 420 км.

В тридцатые годы партия и правительство поставили перед нашими конструкторами задачу создать средний танк для механизированных и танковых соединений, предназначенных для самостоятельных действий в зоне обороны противника. Забегая вперед, скажем, что этой машиной стал Т-34, легендарная тридцатьчетверка.

Если быть точными, то непосредственными предшественниками Т-34 можно считать танки Т-29 (по тактическим характеристикам) и БТ (общей компоновке, ходовой части и подвеске).

В 1937 году конструкторское бюро Харьковского завода, возглавляемое М. И. Кошкиным, начало разрабатывать колесно-гусеничный танк с противоснарядным бронированием. Вместе с Кошкиным над новой машиной работали А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, М. Т. Таршинов, А. А. Малоштанов и другие специалисты КБ. И все-таки прежде, чем перейти к рассказу о Т-34, вспомним опытный танк А-20, появившийся за семь лет до начала Великой Отечественной войны. Эта машина, ненамного превосходившая по своим боевым характеристикам БТ, все же обладала двумя преимуществами: дизельным двигателем и повышенной бронестойкостью за счет расположенных, под большими углами броневых листов корпуса. Поскольку масса А-20 была выше, чем у БТ, танк имел и три пары ведущих колес. Машина поворачивалась по "танковому типу": ведущие колеса с одной стороны притормаживались.

Быстроходный дизель-мотор В-2 был разработан харьковскими конструкторами К. Ф. Челпаном, И. Я. Трашутиным, Я. Е. Вихманом, И. С. Бером. Он оказался первым в истории специально сконструированным танковым дизелем большой мощности. Двигатель обладал рядом преимуществ: высокой экономичностью по сравнению с карбюраторным, легче переносил перегрузки. К тому же использование дизельного топлива снижало возможность пожара.

Работая над А-20, Кошкин и его товарищи убедились в том, что колесно-гусеничный движитель становится громоздким и ненадежным, когда масса танка достаточно велика (а такое неизбежно при увеличении толщины брони). По мнению конструкторов, будущий; массовый танк с противоснарядным бронированием должен быть чисто гусеничным. И вот по инициативе КБ М. И. Кошкина разрабатывается другая машина - Т-32. Масса ее - 19 т - оказалась всего на тонну больше, чем у А-20, зато на машине установили 76-мм пушку длиною 30 калибров и толщину лобовой брони увеличили до 30 мм.

Оба танка испытывались одновременно летом и осенью 1938 года. Комиссия, принимавшая машины, положительно отозвалась о работе харьковчан. Было отмечено, что и А-20 и Т-32 пригодны для вооружения Красной Армии. Однако отзыв отзывом, а испытания показали, что Т-32 имеет большой запас надежности, из-за этого массу машины можно увеличить на несколько тонн. М. И. Кошкин решил использовать появившуюся возможность для усиления бронирования лобовых частей до 45 мм, а бортовых - до 40 мм. Таким этот танк - под обозначением Т-34 - и был по постановлению Народного Комиссара Обороны 19 декабря 1939 года принят на вооружение армии.

В феврале - марте 1940 года два опытных образца Т-34 совершили испытательный пробег из Харькова в Москву и обратно. В тяжелых условиях многоснежной зимы главный конструктор (тогда уже тяжелобольной) сам не раз брался за рычаги управления. Болезнь прогрессировала, и 26 сентября 1940 года Михаил Ильич скончался. Государственная премия СССР первой степени за создание танка Т-34 была присуждена ему уже посмертно.

В июле 1940 года начался серийный выпуск новых гусеничных машин, и к началу Великой Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 таких танков. Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки этого времени. Высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт (у первых образцов - 0,6 кг/см2) - вот главнейшие достоинства машины. Добавим к этому простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

В ходе войны тридцатьчетверка постоянно улучшалась и совершенствовалась. Со второй половины 1941 года ее начали оснащать более мощной 76-мм пушкой образца 1940 года. Бронебойный снаряд этого орудия (длина ствола 41 калибр) весом в 6,3 кг обладал начальной скоростью 662 м/с и пробивал под прямым углом с 500 и 1000 м соответственно броню толщиной 69 и 61 мм.

Среди других усовершенствований упомянем новую гусеницу с развитыми траками, литые башни, на всех машинах устанавливались приемопередающие радиостанции (вначале ими обладали только командирские). Детали корпуса сваривали автоматически. Применялась внутренняя амортизация опорных катков. Зимой 1942/43 года на Т-34 начали устанавливать шестигранные башни и увеличили емкость баков с горючим, а машины выпуска 1943 года имели пятискоростную коробку передач, воздушные фильтры и систему смазки. Кроме того, на них устанавливалась и командирская башенка для улучшения наблюдения. Со временем на Т-34 улучшили использование мощности двигателя и увеличили межремонтный пробег машины.

В том же 1943 году в гитлеровской армии появились танки с мощной броней - "тигр" и "пантера", поэтому, естественно, встал вопрос об усилении вооружения Т-34. За короткий срок конструкторы создали для машины новую башню с увеличенной толщиной брони специально под 85-мм пушку ЗИС-С-53 образца 1944 года с длиной ствола 51,5 калибра. Ее бронебойный снаряд мессой 9,2 кг имел начальную скорость 792 м/с и с расстояний 500 и 1000 м пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню. Подкалиберный же снаряд с расстояния в полкилометра поражал 138-мм броню.

Эта усовершенствованная машина под обозначением Т-34-85 была принята на вооружение 15 декабря 1943 года. И буквально той же зимой она стала поступать в действующие части. Подвижность нового танка, несмотря на некоторое увеличение массы, не снизилась.

Танк, созданный в конструкторском бюро М. И. Кошкина, оказался самым универсальным, он участвовал во всех танковых сражениях Великой Отечественной войны, демонстрируя свои великолепные качества и превосходство над машинами противника. Т-34 еще и самый массовый танк в мире.

Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/25-1.jpg

Рис. 66. Колесно-гусеничный танк А-20. Боевая масса - 18 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, два - 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 20 мм, башня - 25 мм. Двигатель - дизель В-2, 450 л. с. Скорость по шоссе на колесах - 65 км/ч, на гусеницах - 65 км/ч. Запас хода - 400 км и 900 км соответственно.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/25-2.jpg

Рис. 67. Гусеничный танк Т-34 выпуска 1941 года. Боевая масса - 26,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 76,2-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 45 мм, башня - 45 мм. Двигатель - дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость - 55 км/ч. Запас хода - 370 км.

http://www.technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/istorseries/tmuz/25-3.jpg

Рис. 68. Гусеничный танк Т-34 выпуска 1943 года. Боевая масса - 31 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 76,2-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Двигатель - дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость - 55 км/ч. Запас хода - 430 км.c

0


Вы здесь » Russian Meat Legion [RML] » Исторический раздел » Всё о "T-34"